В ходе саммита «Восточного партнерства», который пройдет в Вильнюсе 28-29 ноября, планируется парафирование соглашения об ассоциации Грузии с Европейским союзом. В дипломатической практике это означает предварительное подписание международного договора лицами, участвовавшими в его разработке, в подтверждение предварительной договоренности. Подписание Грузией такого соглашения в перспективе может осложнить развитие отношений с Россией, — считает руководитель НПО «Институт Евразии», политолог Гулбаат РЦХИЛАДЗЕ:
— Не думаю, что на данном этапе подписание соглашения Грузии с Евросоюзом будет восприниматься в России также болезненно, как в случае с Украиной. Но в дальнейшей перспективе это может осложнить развитие грузино-российских отношений.
В случае с Украиной у России другой уровень интересов, другая степень интеграции экономики. Что касается Грузии, когда выяснится, что парафирование соглашения с Евросоюзом ничего не дает нашей стране ни в экономическом, ни в политическом плане, тогда может стать актуальным вопрос — насколько это помешает дальнейшему развитию наших политических и экономических отношений с Россией.
Россия, а не Европа, является для Грузии серьезным потенциальным инвестором, и мы должны это учитывать. Перед нами пример Украины — ведь украинское правительство много думало, рассматривало все аргументы относительно Евросоюза, и в итоге приняло решение о сближении с Россией и СНГ, исходя из интересов промышленности, бизнеса, экономики, а не из каких-то общих фраз или непонятных устремлений.
Так и Грузия должна решить этот вопрос, а не на уровне шаманских заклинаний «наша судьба Европа и это навеки».
Я уверен, что будущее экономики Грузии тесно связано с интеграцией в евразийское пространство. Сближение с Россией и участие в Таможенном союзе для Грузии было бы выходом из экономического тупика и очень помогло бы в развитии экономики.
Что касается Европы — это замечательный рынок, и нам было бы выгодно его освоить. Но, к сожалению, дело дальше разговоров как не шло, так и не пойдет.
Товары из Грузии не конкурентоспособны в Европе, поскольку та ниша, которую Грузия со своей сельскохозяйственной продукцией занимает в России, в Европе давно занята южными странами, такими как Испания, Турция, Греция, Италия.
Хотя в России у нас тоже появились конкуренты после того, как мы занялись самоизоляцией и самоудалением с российского рынка, у нас есть хорошие шансы занять там свое место. Посмотрите, как сразу возродилась наша отрасль виноделия после того, как было объявлено, что российский рынок открывается для грузинских вин!
Источник: «Новости-Грузия».