Российские либералы почему-то рассматривают Украину как разменную монету в своей борьбе с Владимиром ПУТИНЫМ. На самом деле их, по-видимому, мало волнует судьба Украины — главное сделать ПУТИНУ «побольнее». Они не хотят знать, какие условия на самом деле предлагает Евросоюз Украине в договоре об ассоциации и Зоне свободной торговли, не хотят разбираться какие силы вышли на Евромайдан и чем он отличается от протестов на Болотной и Сахарова.
Давайте разберемся. Евромайдан стартовал после решения украинского правительства о приостановке процесса подписания соглашения с Евросоюзом. Заметьте: не отмены, а приостановки! Правительство дало задний ход этому процессу, мотивируя свои действия необходимостью компенсации потерь от неминуемых экономических осложнений с Россией и на компенсацию перевода промышленности на евространдарты. Брюссель не собирается давать украинскому режиму денег, на которые тот рассчитывал.
Таким образом, мы имеем дело с банальным торгом, а вовсе не с неким «цивилизационным» выбором, как говорит украинская правая оппозиция. Виктор ЯНУКОВИЧ ненавидит ПУТИНА не меньше, чем все участники митинга на Болотной площади вместе взятые. Хуже того, он боится ПУТИНА и видит гарантию защиты капиталов украинской олигархии в Евросоюзе.
Но ЯНУКОВИЧУ нужно чем-то заткнуть гигантскую дыру в бюджете. Ему нечем платить пенсии и пособия. Поэтому он ведет тяжелый и напряженные торг, пытаясь «продать» Украину Евросоюзу подороже.
Евроинтеграционный дискурс удивительно не прагматичен. Большинство комментаторов, как со стороны адептов, так и со стороны противников предпочитают говорить на каком угодно языке, кроме языка цифр и экономических расчетов. Удивительно, но факт.
В глазах миллионов людей происходящий на их глазах циничный торг загнанного в угол режима ЯНУКОВИЧА выглядит как судьбоносный цивилизационный выбор целой страны. Именно такую оптику сегодня навязывают рядовым потребителям информации СМИ и экспертное сообщество.
Сторонники интеграции упирают на некие «европейские ценности», к которым якобы приобщится наша страна после саммита в Вильнюсе. А противники интеграции основной мишенью для критики избрали третьестепенные моменты и пугают украинцев однополыми браками и ювенальной юстицией, обходя стороной действительно важные вопросы социальной повестки, такие как закрытие производств, безработица, в первую очередь, среди молодежи, распространение практики заемного труда, наступление на права профсоюзов и ползучая ликвидация остатков социальных гарантий.
А между тем, это должно бы находиться в центре внимания общественного обсуждения в бедной, охваченной кризисом стране, власти которой тащат ее в зону не менее жесткого кризиса. Именно это, а не то, сколько миллиардов евро выторгует ЯНУКОВИЧ у Брюсселя должно волновать общество. Но, увы, не волнует. Иначе бы тот Евромайдан, который собрался в украинской столице, выдвинул бы к украинской власти совсем иной пакет требований.
Тем не менее, на Евромайдане не было ни одного социального лозунга. Никто не призывал решать действительные проблемы Украины — бороться с бедностью, неравенством, безработицей. Якобы, все эти проблемы чудесным образом будут решены, как только высохнут чернила под договором об ассоциации с ЕС. И ничего не говорится о том, что европейские страны сами страдают от жесточайшего кризиса. Что безработица среди молодежи в странах Южной Европы уже превышает 60%. Что европейские политики не видят выхода из долгового кризиса.
Подмена понятий стала сутью украинских разговоров о евроинтеграции. Соглашение о зоне свободной торговли и ассоциации с ЕС выдается едва ли не за немедленное вступление в Евросоюз. Послушать большинство комментаторов из правого и либерального лагеря, так завтра Украина уже чуть ли не в Шенгенскую зону вступает и в зону евро.
А между тем, те, кто внимательно читал текст соглашения об ассоциации, парафированный украинским правительством, знают, что там даже перспектива получения Украиной безвизового режима с ЕС не заложена. Не говоря уже о реальном доступе украинской продукции на европейский рынок.
Никто из пропагандистов подписания соглашения о Зоне свободной торговли любой ценой и на любых условиях не говорит о той социальной и экономической цене, которую придется за это заплатить.
Молчат о требованиях, которые предъявляют ЕС и МВФ к Украине: повысить внутренние цены на газ, заморозить рост зарплат бюджетникам. Молчат и о том, что украинский бюджет пуст и уже несколько месяцев не выплачиваются пенсии чернобыльцам, «материнские» деньги, даже пособия по безработице.
Печально, но значительная часть лишенного доступа к объективной информации украинского народа в эти басни верит, и потому воспринимает кликушество правых политиканов о «срыве евроинтеграции», едва ли не как личную трагедию и крах всех надежд на лучшую жизнь.
Именно это обстоятельство и служит питательной средой для «евромайданных» настроений среди украинцев. Именно это, а не только желание получить суточные за стояние на площади, толкает тысячи людей на майданы по всей стране.
Но это — Большой Обман. Это ничто иное, как дешевый пиар, с помощью которого троица вождей нынешней оппозиции пытается проложить себе дорогу в президентское кресло в 2015 году.
К сожалению, немалую роль в этом спектакле играют ведущие украинские СМИ. Именно их стараниями дешевый пиар оппозиции воспринимается многими, в том числе за рубежом, как «народная революция». Достаточно посмотреть на некоторые ведущие интернет-издания, чтобы убедиться в том, что сегодня они, отбросив всякие приличия, открыто выполняют роль пропагандистской машины и мобилизационных рупоров «евромайдана» и правой оппозиции.
Некоторые из таковых даже сменили свои названия и логотипы в эти дни, чтобы подчеркнуть свою позицию. О каком-либо праве граждан на получение объективной, разносторонней информации, в таких условиях не может быть и речи.
Неудивительно, что за пределами Украины сформировалось совершенно неадекватное, искривленное представление о происходящих событиях. И лично я не удивлен, что российские либералы хором славят Евромайдан, закрывая глаза на его очевидную ксенофобскую и антиевропейскую сущность.
Это неудивительно. Ведь, глядя на киевские события из Москвы, есть сильное искушение провести прямые параллели между Евромайданом украинских правых и российскими «болотными» протестами. Можно подумать, что участники киевского майдана борются с ПУТИНЫМ, а не с ЯНУКОВИЧЕМ, объединившим все слои украинского социума в ненависти к своей политике.
Лидеры Евромайдана не хотят менять систему, олицетворением которой стал ЯНУКОВИЧ, они лишь хотят занять его место. Еще меньше хотят менять эту систему европейские политики, которые готовы уживаться и договариваться с ЯНУКОВИЧЕМ и его режимом.
Вожди Евромайдана переводят недовольство с реальных виновников проблем украинского народа — олигархов, на «внешнего врага» — ПУТИНА, «москалей» и т.п.
Действительно народная революция будет выдвигать не геополитические, а социальные лозунги. Народная революция пересмотрит саму основу системы — результаты грабительской приватизации, которая привела к формированию паразитической олигархии, разрушающей страну в своих корыстных интересах.
Правда состоит в том, что украинский Евромайдан — это не продолжение Болотной, не продолжение Сахарова. Его повестка имеет мало общего с тем, за что выходили на улицы Москвы участники «маршей миллионов». И мне кажется, думающей российской аудитории следует избавиться от вполне объяснимых иллюзий и начать смотреть на украинские события без розовых очков.
Сергей КИРИЧУК, Liva.com.ua.