АЛЕКС ГРИГОРЬЕВС: «МАЛО КТО ИЗ ПРАВЯЩИХ ЭЛИТ ЮГО-ВОСТОКА И КРЫМА ХОЧЕТ В РОССИЮ»

АЛЕКС ГРИГОРЬЕВС: «МАЛО КТО ИЗ ПРАВЯЩИХ ЭЛИТ ЮГО-ВОСТОКА И КРЫМА ХОЧЕТ В РОССИЮ»
112

События в соседней Украине развиваются с невероятной скоростью: вооруженные столкновения из Киева переместились в Симферополь, который отказался признавать новую власть и вознамерился отделиться от метрополии. В самой столице делят кабинеты, портфели и сундуки с пожитками сбежавшего экс-президента. А заодно готовятся к выборам нового. О том, кто из лидеров Евромайдана и их оппонентов располагает наибольшими шансами стать пятым по счету президентом незалэжной та самостийной мы беседуем с одним из ведущих в Европейском союзе экспертов по России и странам СНГ Алексом ГРИГОРЬЕВСОМ.

— На 25 мая в Украине назначены досрочные выборы президента. И хотя по новой/старой Конституции Украина — парламентская республика, борьба за президентское кресло ожидается нешуточной. На Ваш взгляд, кто будет в числе фаворитов предвыборной гонки, какие программы кандидатов наиболее востребованы избирателями и кто из них в итоге одержит победу?

— Нет худшего занятия, чем пророчествовать в отношении Украины. Согласен с Вами, что борьба за президентское кресло будет нешуточной. Нет пока кандидата, который будет бороться за голоса Востока и Юга. Возможно, им станет Сергей ТИГИПКО, но вполне возможно, что это попробует сделать Петр ПОРОШЕНКО. Если им вообще будет позволено участвовать в выборах, потому что сейчас ведется речь о том, что миллионер (а значит: олигарх) не может быть кандидатом в президенты.

Виталий КЛИЧКО будет претендовать на президентство, и Юлия ТИМОШЕНКО также будет среди претендентов. Не ясно, кому достанутся голоса Майдана и тех, кто его поддерживает. ТИМОШЕНКО попытается их взять, но совершенно непонятно, насколько ей это удастся. Так что неизвестных составляющих пока больше, чем известных.

— Легитимность Верховной Рады в нынешнем составе признается большинством украинского общества, хотя и не везде сейчас готовы исполнять принимаемые ей законодательные акты. По Вашему прогнозу, признают ли на Юго-Востоке страны легитимность новоизбранного президента и вообще удастся ли ЦИК организовать там сами выборы?

— Все органы власти Украины признают легитимность Верховной Рады. Нет никаких оснований подвергать ее сомнению. Соответственно, нет оснований и подвергать сомнению легитимность вновь избранного президента.

— Как Вы расцениваете заявление депутатов Государственной Думы ФС РФ об упрощенной процедуре выдачи российских паспортов русскоязычным гражданам Украины? Не сочтет ли это официальный Киев недружественным шагом и провокацией? Какой может быть реакция других операторов процессов в Украине — Вашингтона и Брюсселя?

— Расцениваю как недружественный акт, направленный на дестабилизацию ситуации в Украине, и как провокацию. Разумеется, это понимают и в Киеве, и в Вашингтоне, и в Брюсселе. И в Москве. Провокацию тем более недопустимую, что Россия, согласно Будапештскому меморандуму от 5 декабря 1994 года, является одним из трех гарантов суверенитета и территориальной целостности Украины.

— Не дай Бог, конечно, но возможен ли силовой вариант решения проблемы со статусом Юго-Востока страны как со стороны официального Киева, так и со стороны Москвы? Насколько реалистичны прогнозы о выходе из состава Украины полуострова Крым? Какой вектор выберут его власти: Москва, Анкара или условная суверенность?

— Прежде всего, отмечу, что я не согласен с уравниванием Киева и Москвы по отношению к действиям на суверенной территории Украины. Даже если Украине придется прибегнуть с силовым действиям (надеюсь, что не придется), то она будет в своем праве.

Еще раз хотел бы напомнить содержание Будапештского меморандума, согласно которому Россия, США и Великобритания обязались уважать «независимость, суверенитет и существующие границы Украины; …воздерживаться от угрозы силой и ее применения против территориальной целостности и политической независимости Украины; …никакое их оружие никогда не будет использоваться против нее, кроме целей самообороны или любым другим образом в соответствии с уставом ООН; воздерживаться от экономического давления, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету».

Силовые действия России подорвали бы присоединение Украины к державам, не обладающим ядерным оружием, вели бы к пересмотру Украиной своего безъядерного статуса, в конечном итоге поставили бы под сомнение всю мировую систему ядерной безопасности. Я уже не говорю о том, что две другие державы-гаранта должны были бы противостоять агрессору в случае силовых действий против Украины.

Мудрый БИСМАРК в свое время был против аннексии Эльзаса и Лотарингии после франко-прусской войны 1870-1871 гг. как раз потому, что не хотел, чтобы у Германии под боком был вечный враг. Ему не нужны были Эльзас и Лотарингия, ему нужно было, чтобы Франция не препятствовала включению южной Германии (с Баварией) в Германскую империю.

Его не послушали, и все тридцать с лишним лет до 1914 года прошли под знаком усилий Франции, направленных на возвращение утраченных земель. Думаю, что России слишком хватает проблем и на ее собственной территории, а также с Приднестровьем, Южной Осетией и Абхазией, чтобы еще лезть и в Украину. Но соблазн силен.

А самое главное, что мало кто из правящих элит Юго-Востока и Крыма хочет в Россию. Их устраивает status quo, при котором они реально, без особого контроля, управляют своими регионами. Они прекрасно знают, что, в случае присоединения к России, им придется делиться властью и дивидендами. Они не прочь попиариться, но их главная установка — сохранить свою власть, и они знают, что с Киевом договориться будет легче.

Беседовал Виталий АРЬКОВ.

АКТУАЛЬНО