ГРУЗИЯ: ВСЕ БУДЕТ КАК НАТО

ГРУЗИЯ: ВСЕ БУДЕТ КАК НАТО
101

В ходе намеченного на 4-5 сентября 2014 года в Ньюпорте (Великобритания) саммита НАТО ожидается предоставление Грузии столь желаемого ее руководством Плана действий по членству (ПДЧ), после выполнения которого она сможет вступить в североатлантический альянс. Произойдет это, вероятно, уже не при Андерсе ФОГ РАСМУССЕНЕ, товарищеские отношения с которым пытались выстроить первые лица грузинской вертикали власти, а при сменяющем его на посту генерального секретаря альянса Йенсе СТОЛТЕНБЕРГЕ, ранее занимавшем пост премьер-министра Норвегии.

С оглядкой на Кремль

Скорое присоединение Грузии к НАТО было обещано Тбилиси еще в апреле 2008 года на саммите блока в Бухаресте. Но уже в августе тогдашний президент страны Михаил СААКАШВИЛИ в нарушение всех договоренностей с западными партнерами ввязался в военный конфликт с Россией за контроль над территорией Южной Осетии и Брюссель на время забыл про свое обещание, не желая обострять и без того сложные отношения с Москвой.

Однако теперь ситуация благоволит Грузии: США и Евросоюз ищут любые возможности отомстить России, спутавшей их планы в отношении Украины. Появление натовских баз в зоне непосредственных интересов Кремля, по мнению госдеповских стратегов, призвано стать соразмерным ответом.

Впрочем, в самой Грузии, чьи отношения с блоком начались еще 20 лет назад, с определенным скепсисом воспринимают информацию о возможном прорыве в вопросе полноценного членства в НАТО.

В частности, основатель и руководитель НПО «Свободная зона», известный политолог Гела ВАСАДЗЕ сомневается, что на саммите в сентябре Грузии предоставят ПДЧ: «В сущности само предоставление плана действий было бы важной, но все-таки формальностью. У Грузии очень серьезные институциональные связи с НАТО, мы являемся страной-аспирантом, так что Membership action plan практически предоставлен. Все остальное важно как индикатор и дополнительный раздражитель для Кремля».

Схожей точки зрения придерживается и колумнист «Эхо Кавказа», известный блогер Тенгиз АБЛОТИЯ: «Я бы не стал так уж уверенно говорить, что Грузия сможет принять ПДЧ в ближайшее время, и уж тем более вступить в обозримой перспективе в НАТО.

Реально руководство альянса просто тянет время. Оно не может отказать, так как это показало бы явное бессилие НАТО, которое не может принять в свои ряды Грузию только по причине негативного отношения к этому со стороны России.

При этом речь идет о Грузии, которая воюет в Афганистане, да и с точки зрения демократии она ну никак не хуже многих нынешних членов НАТО из Восточной Европы».

Однако для самой Грузии очень важно и продуктивно стремление стать членом Североатлантического альянса и Европейского союза. По мнению эксперта, это подстегивает реформы в стране.

«Если Грузия чего-то и добилась в последние годы, то не в последнюю очередь это произошло благодаря давлению со стороны Запада. Если б Грузия была бы пророссийской, то здесь давно бы уже все сгнило, никто бы даже не пытался что-то предпринять. Поэтому лично для меня путь в НАТО — важнее самого членства в альянсе, которое еще неизвестно, будет или нет», — говорит Тенгиз АБЛОТИЯ.

Плюсы и минусы

В числе очевидных плюсов для Грузии от вступления в НАТО большинство грузинских экспертов называют, прежде всего, защиту от возможной агрессии со стороны России.

«Вступление в НАТО — это гарантия того, что не повторятся события августа 2008-го в каком-либо другом регионе страны. Я уверен, что если бы тогда (чисто гипотетически!) Грузия была в составе НАТО, то российская армия не перешла бы границ государства.

После российско-грузинской войны и недавних событий в Украине, необходимость в подобных гарантиях стала проявляться в Грузии более выраженно, более остро. Это понимают в обществе. Так как, судя по массовым опросам, сторонники интеграции страны в Североатлантический альянс остаются в большинстве.

НАТО — это своеобразная «прогрессирующая стабильность», то есть стабильность, которая не отстает от растущей планки. Все это повлечет за собой плюсы политические.


Членство в НАТО — это некий «авторитетный» статус, предполагающий то, что государство определилось со своей нишей в мире и принадлежит к, пожалуй, самому прогрессивному и развитому на сегодня военно-политическому блоку
», — убежден специальный корреспондент Первого канала Общественного вещателя Грузии Звиад МЧЕДЛИШВИЛИ.

Серьезные экономические плюсы от партнерства с военно-политическим блоком видит Гела ВАСАДЗЕ, который считает, что вступление в НАТО станет гарантией безопасности для инвесторов. Вкупе с ассоциацией с Европейским союзом, низкими налогами и современной инфраструктурой, это сделает Грузию весьма привлекательной страной для инвестиций.

«Что касается политических дивидендов, то и они очевидны. Стандарты НАТО, как политического блока, это стандарты современного демократического государства с верховенством права и защитой всех граждан от произвола чиновников», — убежден Гела ВАСАДЗЕ.

В свою очередь Тенгиз АБЛОТИЯ высказывает определенный скепсис в вопросе обеспечения защиты Грузии силами НАТО в случае нападения агрессора.

«В ходе событий вокруг Украины мы все увидели то, что и так было ясно — с военной точки зрения НАТО вообще никакой угрозы для России не представляет. Я даже сомневаюсь, что в случае чего они смогут защитить, допустим, страны Балтии. Ну да, если российская армия станет бомбить Лондон или Париж, тогда они, конечно, проснутся, но не раньше», — рассуждает эксперт.

Член правления Института Евразии Ираклий КИПИАНИ позитивных моментов от вступления в НАТО не находит совсем: «Плюсов для Грузии не вижу, так как Грузия в качестве члена НАТО становится мишенью российских ракет, а о примирении с абхазами и осетинами даже в отдаленной перспективе надо будет забыть. Грузии нужно дружить с Россией, а не конфронтировать в угоду третьим силам».

Сложность взаимоотношений с самопровозглашенными независимыми государствами Абхазией и Южной Осетией, которые большая часть грузинского общества считает «оккупированными» Россией, отмечает и Звиад МЧЕДЛИШВИЛИ: «Наивно полагать и то, что вступив в коалицию, грузинская армия тот час помчится освобождать Южную Осетию и Абхазию.

Если Грузию примут в НАТО при наличии на ее территории оккупированных регионов, что возможно, то это вовсе не значит, что альянс даст Тбилиси «добро» на быстрое восстановление целостности страны.

Скорее всего, при подписании договора будут обсуждены и приняты некие оговорки, согласно которым Тбилиси, будучи в составе блока, возьмет на себя обязательства (перед партнерами), например, по неприменению силы против Сухуми и Цхинвали с использованием ресурса союзников.

Юридически Абхазия и Южная Осетия будут считаться составными частями государства-члена НАТО, но фактически сохранять тот же статус, что имеют сейчас».

Ты — мне, я — тебе

Что со своей стороны может предложить Грузия альянсу, помимо увеличения численности своего воинского контингента в «горячих точках» планеты?

Тенгиз АБЛОТИЯ: «Ну, во-первых, уже этого — немало. Международных конфликтов будет еще много, солдаты еще понадобятся. После Афганистана грузинские военные будут в составе французского миротворческого контингента в Центральной Африке. Потом еще какая-нибудь война случится.

Во-вторых, НАТО — это ведь не только военный блок, вернее даже не столько военный, сколько цивилизационный. Любое объединение, созданное на некой идеологической, ценностной базе, стремится к расширению. Это показатель его успеха, а также некая гарантия от дальнейших осложнений».

В свою очередь Ираклий КИПИАНИ считает главным для НАТО активом Грузии ее территорию — для транзита военных грузов, размещения военных баз и систем противоракетной обороны (ПРО).

«По сути, Грузия в стратегическом плане интересна именно как географическая данность, а ее людские и военные возможности — вопрос второстепенный», — убежден молодой грузинский политик.

Увеличение воинского контингента для участия в операциях альянса в различных «горячих точках», по мнению Гелы ВАСАДЗЕ, не принципиально — в конечном итоге, ни у одной страны НАТО, кроме США, нет серьезной военной силы.

«Что может предложить Грузия НАТО, так это живой пример того, как демократия и гражданские институты улучшают жизнь граждан и способствую развитию страны. Уверяю вас, для любых авторитарных режимов это оружие пострашнее ракет или авианосцев. Грузия может и должна предложить НАТО пример стабильной страны, как фактора стабилизации в нашем неспокойном регионе», — полагает эксперт.

Звиад МЧЕДЛИШВИЛИ: «Грузия также может предоставить (или построить) какой-либо порт для нужд морских сил альянса. И главное, Грузия является неким географическим рубежом между Азией и Европой. НАТО окажется напрямую у границ непредсказуемой России (Северный Кавказ), которая уже успела насторожить Запад.

С другой стороны — выход на Ближний Восток. В целом, Грузия вместе с Турцией могла бы стать неким буфером сил альянса в регионе, что сыграло бы свою положительную роль для блока в процессе расстановки сил».

НАТОвский налог

Все члены Североатлантического альянса уплачивают ежегодные взносы. Для Грузии, исходя из численности ее населения, сумма взноса может составить от 5 до 10 млн долларов. Предусмотрены ли эти расходы в бюджете Грузии и не станут ли они для него обременительными?

Большинство опрошенных экспертов полагают, что сумма в 5 или даже 10 млн долларов (по 1-2 доллара с гражданина ежегодно) для бюджета страны почти в 4 млрд долларов не станет критической — возможных дивидендов от этого они видят гораздо больше.

Тревожное соседство

Очевидный факт: присоединение Грузии к НАТО негативно отразится на ее отношениях с Россией. Однако своим членством в НАТО Грузия, по мнению Ираклия КИПИАНИ, поставит в трудное положение и своих соседей по Южному Кавказу — Азербайджан и Армению, у которых, по его мнению, нет никакого желания попасть под натовское влияние.

«Вспомним негативную реакцию азербайджанских властей, когда посол США позволил себе говорить вместо руководства суверенного государства и «увидел» будущее этого государства в НАТО. Про Армению и говорить нечего — она является членом ОДКБ. Не стоит забывать и про близость Ирана.

Поэтому вступление Грузии в НАТО было бы рискованной затеей. Этот риск осознается в грузинском обществе, отчасти и в политических кругах, но официальный курс Тбилиси под влиянием Вашингтона все же остается ущербным для грузинских интересов — ориентированный на вступление в НАТО «ради вступления», — считает Ираклий КИПИАНИ.

С высказанным им мнением по Азербайджану и Армении абсолютно не согласен Гела ВАСАДЗЕ. Он считает, что Баку и Ереван только порадуются за Тбилиси. В отличие от Москвы.

«Но учитывая, что 20% территории Грузии итак оккупировано, то этот вопрос вряд ли должен сильно беспокоить ее граждан. У Грузии с Россией нет никаких проблем, кроме одной — проблемы оккупированных территорий. И НАТО тут явно не причем», — убежден политолог.

Ответом на вступление Грузии в НАТО может стать увеличение Россией своих воинских контингентов в Абхазии и Южной Осетии, а в российских политических кругах некоторое время будет отмечаться что-то вроде замешательства.

Звиад МЧЕДЛИШВИЛИ также считает, что ситуация заставит Москву «выискивать новые варианты отношений с Тбилиси»: «Думаю, членство Грузии в НАТО может даже поспособствует ускорению решения проблем между нашими странами».

Центр грузинских исследований.

АКТУАЛЬНО