АРМЕНИЯ ВЫХОДИТ ИЗ ТЕНИ?

АРМЕНИЯ ВЫХОДИТ ИЗ ТЕНИ?
70

За минувшее лето на Южном Кавказе произошли события, влияющие на стратегию региональных игроков. Это касается интеграционных предпочтений, обострения карабахского вопроса, возможного прорыва в армяно-турецких отношениях и т.д. Все эти процессы так или иначе ставят перед Ереваном главный вопрос — не пришло ли время решить проблему блокады?

Из блокады военным путем?

На днях в азербайджанских СМИ появилось очередное измышление на тему «армянской угрозы», в которой автор заявил, что якобы Армения планирует оккупировать северные районы Азербайджана, чтобы обеспечить прямой выход к своему союзнику — России.

Хотя на самом деле герой карабахской войны генерал-майор Аркадий ТЕР-ТАДЕВОСЯН (Командос) предлагал не крупномасштабные боевые действия, а осуществление превентивных мер к противнику на линии соприкосновения войск с помощью сил специального назначения, как это сейчас делает Азербайджан.

Что касается прямого выхода к России, то, по мнению генерала, об этом можно задуматься в случае возобновления Азербайджаном войны.

Однако заявление ТЕР-ТАДЕВОСЯНА дает повод задуматься о путях выхода Армении из той транспортной блокады, которую осуществляют в отношении нее Азербайджан и Турция, что несомненно станет мощным толчком к развитию армянской экономики.

Дипломатический и транспортный тупик с Анкарой

В свое время, когда в 2008 году началась «футбольная дипломатия» между Анкарой и Ереваном, появились определенные надежды на нормализацию отношений с Турцией и на открытие армяно-турецкой границы, которая закрыта с 1993 года по инициативе турецких властей с целью поддержки Азербайджана в карабахском конфликте.

Инициировавшие процесс нормализации армяно-турецких отношений США и Евросоюз рассматривали его как часть программы евроинтеграции Армении и средство ослабления влияния России на нее, так как Турция является единственным членом НАТО, соседствующим с Арменией, и кроме того, она находится в таможенном союзе с ЕС.

Однако процесс зашел в тупик, так как, несмотря на договоренности, Турция начала вновь выдвигать предусловия Армении, требуя от нее уступок в карабахском конфликте, на что Ереван категорически не согласен.

Именно поэтому, даже несмотря на приглашение армянской стороны на инаугурацию президента Турции Реджепа ЭРДОГАНА (Армению представит глава МИД Эдвард НАЛБАНДЯН), почти никто из экспертов не ожидает серьезных подвижек в армяно-турецких отношениях.

Пессимизма в этом вопросе добавляет и представленный кандидатом в премьер-министры Турции Ахметом ДАВУДОГЛУ после избрания председателем правящей Партии справедливости и развития манифест, состоящий из 9 пунктов.

Касаясь внешней политики, Ахмет ДАВУДОГЛУ заявил: «Вся внешнеполитическая повестка Турции состоит из Армянского вопроса и вопроса Кипра. Мы никогда не откажемся от наших основных принципов».

Опоздавший проект

Важную роль в выходе Армении из транспортного тупика мог бы сыграть проект железной дороги Армения-Иран. Тегеран высказывал готовность принять активное участие в строительстве железной дороги, в частности построить за свой счет иранский участок железной дороги.

Однако в свое время армянские власти запоздали с началом проекта и поиском финансовых средств для его осуществления, а сейчас проект планируется осуществить с настолько сомнительными партнерами, что, по всей видимости, в итоге он вряд ли будет осуществлен.

Да и после завершения в ближайшее время строительства железной дороги Казвин-Решт-Астара, которая свяжет железнодорожные системы Ирана, Азербайджана и России, экономическая целесообразность в железной дороге Армения-Иран отпадет.

Останется лишь политическая уместность в ее строительстве, однако вряд ли кто-то в мире, кроме России (и то очень сомнительно), решится выделить более 3 млрд долларов на экономически невыгодный, чисто политический инфраструктурный проект.

Неслучайно, что президент ОАО «Российские железные дороги» заявил в июне, что легче и разумнее перезапустить абхазский участок железной дороги, чем построить железную дорогу Армения-Иран.

«С нашей точки зрения, исходя из наших расчетов, экономической целесообразности в этом нет, а политическую целесообразность не мне оценивать. Однако думаю, что все-таки надо определить, что первично. Мне кажется, что первично восстановить прямое железнодорожное сообщение с Арменией через Абхазию и Грузию.

То, что мы имеем на сегодняшний день, это смешанные сообщения. Другой альтернативы нет, поэтому, наверное, мы сначала сконцентрируемся на обеспечении этого направления, а уже потом можно будет говорить, о чем-то другом», — отметил Владимир ЯКУНИН.

Прогресс на абхазском участке

Учитывая заинтересованность и Армении, и России в открытии абхазского участка железной дороги, долгое время вызывала удивление позиция властей Абхазии, занимающих в вопросе возобновления железнодорожного сообщения даже более жесткую позицию, чем официальный Тбилиси.

При этом абхазские власти, получая огромную финансовую и политическую помощь из России, благодаря которой во многом обеспечивается социально-экономическая стабильность и безопасность республики, не спешили считаться с интересами России.

Показательна реакция абхазского парламента на предложение группы представителей армянской общественности Абхазии, в числе которых герои Абхазии, открыть железную дорогу: «Абхазия не против проекта сквозного железнодорожного сообщения для Армении, но эта идея может обсуждаться только после признания независимости Абхазии».

Подобное предусловие фактически должно было сделать нереальным открытие железной дороги — ведь Армения, сильно зависящая в вопросе коммуникаций от Грузии, не пошла в свое время на признание независимости Абхазии и Южной Осетии даже под давлением России.

Однако победа на прошедших 24 августа в Абхазии президентских выборах Рауля ХАДЖИМБЫ вселила большой оптимизм в возможное изменение позиции абхазских властей в этом вопросе.

Как сообщил вице-президент Союза армян России (САР) Левон МУКАНЯН, во время встречи ХАДЖИМБЫ в центральном офисе САР, а также встречах с избирателями в Абхазии, будущий президент выступил за открытие железной дороги без каких-либо предусловий, пообещав оказать содействие в этом вопросе в случае победы на выборах.

По его словам, «21 августа в Москве у него спросили насчет открытия транспортного сообщения. ХАДЖИМБА ответил — я считаю, что все, что стоит и не работает, — приносит убыток. Я считаю, что железная дорога должна быть открыта, и это будет в первую очередь выгодно Абхазии, абхазскому народу и государству. Это будет выгодно и России, и Грузии, и, естественно, Армении…».

Он также добавил, что ХАДЖИМБА отметил, что предыдущая власть не обращала внимания на развитие транспортных коммуникаций, и хотя выделяла деньги на реконструкцию железной дороги, однако большая часть денег была расхищена, и «в результате нет ни денег, ни дороги».

Помимо этого, вице-президент САР сообщил, что ХАДЖИМБА пообещал содействовать инициативам и проектам, посвященным памяти жертв Геноцида армян в Турции.

Свести блокаду на нет

Все это с учетом более прагматичной политики официального Тбилиси после поражения на выборах Михаила СААКАШВИЛИ, в частности в отношении России, создает неплохие условия для возобновления железнодорожного сообщения через Абхазию.

Это дает Армении возможность иметь прямой выход на своего военно-политического союзника — Россию и страны Евразийского экономического союза, членом которого республика, по всей вероятности, станет этой осенью. Может стать мощным стимулом для развития армянской экономики, с учетом снижения транспортных расходов, и фактически «сведет на нет» блокаду со стороны Азербайджана и Турции.

Источник: «Кавполит».

АБХАЗИЯ