ДУШАНБЕ ОБИДЕЛСЯ НА FACEBOOK И «ВЕСТИ»

ДУШАНБЕ ОБИДЕЛСЯ НА FACEBOOK И «ВЕСТИ»
91

Власти Таджикистана заблокировали доступ к более чем 200 сайтам. Среди них социальные сети Facebook и «Вконтакте», видеохостинг Youtube, российские информационные сайты vesti.ru, lenta.ru, mk.ru, русскоязычная версия «Википедии», а также некоторые анонимайзеры. Как сообщил один из интернет-провайдеров, официальным поводом для ограничения стало устное указание службы связи при правительстве страны. В ведомстве опровергают причастность к случившемуся, но обещают дать разъяснения в ближайшие дни.

Тем временем в экспертном сообществе предполагают, что операторы ограничили доступ жителей к интернету по указке сверху. Возможной причиной блокировки аналитики считают появившиеся в Сети критические публикации о действующей в Таджикистане власти и призывы выйти на антиправительственный митинг в Душанбе 10 октября со стороны оппозиционного движения «Группа 24», лидеры которой находятся за рубежом.

«Несомненно, власти должны принимать меры в ответ на провокационные призывы, но в рамках закона. Ограничение доступа населения к интернет-ресурсам не только не решает вопрос, но и усугубляет проблему информационной безопасности страны», — отмечает глава Ассоциации интернет-провайдеров Таджикистана Асомиддин АТОЕВ.

По его словам, вместо адекватных решений, государственные служащие, по сути, оставляют без ответа призывы к беспорядкам со стороны оппозиционных сил.

«Надо было бы проанализировать доводы оппонентов и отреагировать альтернативной информацией. Блокировка же сайтов — наиболее легкое решение или даже легкомысленное и неэффективное выполнение своих обязательств. Как показывает практика, ограничения в интернете не только не служат уменьшению информационных провокаций, но и усиливают их поток», — говорит Асомиддин АТОЕВ.

Он обращает внимание на пассивность государственных структур в интернете. К примеру, свой аккаунт в видеохостинге Youtube имеет только пресс-служба Президента Таджикистана.

«В то же время другие государственные органы страны это почему-то не делают. Получается, что сайт заполнен материалами альтернативного содержания, которые выкладывает оппозиция, находящаяся за пределами страны. А что мешает государству отвечать на критику своей информацией и обеспечить граждан доступом к ней?» — задается вопросом эксперт.

Попытки фильтрации интернет-контента в Таджикистане предпринимались и раньше. Так, в 2010 году «под замком» оказались центральноазиатские порталы centrasia.ru и ferghana.ru, а весной 2012 года служба связи на несколько недель закрыла пользователям выход в Facebook. Летом 2014 года на определенное время в республике ввели табу на социальную сеть «Одноклассники» и видеопортал Youtube.

Теперь же впервые в стране предпринята попытка запретить посещение сразу нескольких сотен сайтов. При этом список оказавшихся под запретом сайтов не был обнародован.

Независимые эксперты, комментируя попытки чиновников использовать интернет-цензуру, полагают, что они не принесут эффекта. Скорее всего, будет обратный результат, как происходило и раньше.

«Приводилась даже статистика исследовательского центра Socialbacers.com о том, что количество регистраций жителей из Таджикистана в заблокированных социальных сетях возрастала, причем увеличивалась существенно», — говорит глава душанбинского представительства Фонда «Евразия» Равшан АБДУЛЛАЕВ.

По его словам, многочисленные эксперименты с ограничением доступа к тем или иным сайтам научили даже малоопытных интернет-пользователей обходить запреты: «Многие таджикские юзеры теперь умеют обращаться с прокси-серверами и анонимайзерами, которых несметное число, и открывать любые сайты».

В 8-миллионном Таджикистане около 48% жителей являются активными интернет-пользователями. Такие данные привели в Ассоциации интернет-провайдеров страны со ссылкой на информацию службы связи. Здесь также отметили, что Таджикистан входит в список стран, где весьма дорогой интернет. Специалисты это связывают с тем, что в республике довольно скудный внутренний сегмент.

«В зоне .tj всего за последний год увеличилось число доменных имен за счет появления официальных сайтов у государственных учреждений. Тем не менее, согласно исследованию электронной готовности Таджикистана, соотношение отечественного контента к глобальному при выходе в интернет в среднем составляет 20% на 80%. Получается, что отечественный пользователь все еще удовлетворяет свои запросы в основном за счет глобальных интернет-ресурсов, в том числе рунета», — поясняет Асомиддин АТОЕВ.

В Таджикистане в этом году предпринимались попытки создать отечественные аналоги социальных сетей «Одноклассники» и «Вконтакте». Однако широкого развития эти проекты не получили.

По словам Равшана АБДУЛЛАЕВА, в Таджикистане для узкоспециализированных национальных социальных сетей нет перспектив для развития, а многие пользователи в Facebook видят возможность общения с людьми, которые находятся, прежде всего, за пределами страны.

Галим ФАСХУТДИНОВ, DW.

АКТУАЛЬНО