ГРУЗИЯ: ПРОЩАНИЕ С МЕЧТОЙ

ГРУЗИЯ: ПРОЩАНИЕ С МЕЧТОЙ
78

Политическая обстановка в Грузии обострилась. Премьер-министр Грузии Ираклий ГАРИБАШВИЛИ уволил с занимаемой должности своего тезку — Министра обороны Ираклия АЛАСАНИЯ, а вслед за ним ушли в отставку еще два члена правительства — глава МИД Майя ПАНДЖИКИДЗЕ (свояченица АЛАСАНИЯ) и госминистр по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры Алексей ПЕТРИАШВИЛИ, являющийся членом партии АЛАСАНИЯ. В парламенте из состава большинства и коалиции «Грузинская мечта» вышли 10 депутатов, которые, вероятнее всего, создадут отдельную фракцию «Свободные демократы».

Отставку АЛАСАНИЯ и последовавшие за ней события в правительстве считают проявлением реальной демократии и частью активной политической жизни. Члены правящей коалиции политического кризиса в ближайшем будущем не ожидают, хотя у оппозиции и общества уже появилось мнение, что Грузия может оказаться в состоянии правительственного кризиса.

На данный момент известно, что покидать коалицию «Грузинская мечта» не собираются республиканцы, которые считают себя потенциальными партнерами «Свободных демократов». Также на посту Министра юстиции остается Теа ЦУЛУКИАНИ, которая считалась членом команды АЛАСАНИЯ.

Драматическое развитие событий ускорило сделанное бывшим министром обороны 4 ноября заявление, в котором Ираклий АЛАСАНИЯ главной причиной противостояния между прокуратурой и его ведомством назвал политические мотивы.

«В то время, как Министр обороны находился за рубежом на встречах со своими коллегами, когда начальник Генштаба находился на встрече с американским коллегой в Вашингтоне, продолжились аресты и были задержаны руководители нашей медицинской службы.

Мы не говорили, что кто-то должен мешать следствию, но мы подозревали, что на самом деле было основанием для того, чтобы эти люди оказались в тюрьме. Они никуда не бежали, за них поручились достаточно высокопоставленные должностные лица», — заявил Ираклий АЛАСАНИЯ.

По его оценке, со стороны прокуратуры имела место целенаправленная атака на министерство обороны, которое, по определению АЛАСАНИЯ, является прямой цепью связывающей Грузию с НАТО, внешнеполитической ориентацией и будущим страны.

«Это наступление на евроатлантический выбор Грузии. Это нападение на те структуры, которые отличились на пути достижения внешнеполитических целей. Меня не запугают ни прокуратура, ни вся та грязь, которой меня обливают некоторые СМИ.

Я обещаю грузинскому обществу, что до конца доведу начатое дело и буду предан тем идеалам, в борьбе за которые мы победили вместе с обществом», — подчеркнул теперь уже бывший глава оборонного ведомства.

Несмотря на то, что он прямо не обвинил создателя коалиции «Грузинская мечта» Бидзину ИВАНИШВИЛИ, на его заявление, будучи с визитом в Австрии, откликнулся Президент Грузии Георгий МАРГВЕЛАШВИЛИ, который прямо заявил, что недопустимо, чтобы вместо сильных институтов страна управлялась из кулуаров.

«Мы не раз подчеркивали, что страна должна управляться сильными институтами, а не из кулуаров. Создавшаяся ситуация довела нас до той реальности, когда политическое противостояние создает угрозу эффективному функционированию в стране институтов, угрозу евроатлантической интеграции и, что главное, грузинской армии, которая является гарантом суверенитета нашей страны.

Исходя из этого, по возвращении в страну я исходя из государственных интересов подключусь к урегулированию этого процесса», — заявил глава Грузинского государства.

На заседание политсовета коалиции «Грузинская мечта» 5 ноября вместе с другими политическими субъектами в полном составе явились и «Свободные демократы», но покинули заседание спустя всего несколько минут после его начала, объяснив это тем, что на встрече присутствовал Бидзина ИВАНИШВИЛИ, который юридического и политического статуса в правительстве не имеет.

Вполне ожидаемо в грузинский политический кризис вмешались США. С заявлением по ситуации выступил американский посланник в Грузии Ричард НОРЛАНД, никогда не скрывавший своих хороших личных отношений с АЛАСАНИЯ.

«В то время, как в регионе сложилась напряженная ситуация и Грузия стоит перед внутренними экономическими вызовами, все, что нужно стране, — это стабильность, единство и продемонстрированная приверженность верховенству правосудия и закона. Мы призываем все стороны сотрудничать для достижения этих целей и поставить в центр внимания будущее страны, которое четко выражено в интеграции в евроатлантические институты.

Было бы неплохо, если бы Соединенные Штаты заняли определенную позицию в связи с текущим расследованием, но число обвинений в адрес бывших или действующих официальных лиц вызывает легитимное беспокойство, что происходит применение судебной системы для политизированных или политических целей. Мы призываем правительство сделать шаги, которые развеют эти подозрения», — заявил Ричард НОРЛАНД.

Существуют различные мнения относительно развернувшихся в стране событий, но никто не отрицает, что в правительстве по тем или иным принципиальным вопросам имеются различные взгляды.

Политолог Сосо ЦИСКАРИШВИЛИ считает преждевременным судить о том, какие доказательства имеются у бывшего Министра обороны для обоснования своего же заявления, но очевиден факт, что с занимаемой должности был освобожден министр, имеющий достаточно высокий рейтинг.

По его разъяснению, исходя из государственных интересов, Ираклий АЛАСАНИЯ не разгласил те темы, из-за которых сделал такие заявления и из-за которых под угрозой оказалась евроатлантическая перспектива Грузии.

Относительно вероятных сценариев преодоления политического кризиса эксперт заявляет, что сценариев настолько много, что развитие событий анализу не подлежит.

«В первую очередь, восстановить нужно разбитый авторитет премьер-министра, так как он опирается только на шаги прокуратуры, и это происходит на фоне того, как к нерасследованному в течение двух лет делу в военном ведомстве за полтора дня добавились еще два «пришитых» дела. И укрывателем таких действий прокуратуры выступил премьер-министр, который полностью не представляет, что за процессы происходят и кто управляет нынешней прокуратурой. Если же он знает и не реагирует на это, тем хуже», — отметил Сосо ЦИСКАРИШВИЛИ.

Эксперт не исключает, что в случае распада большинства единство нынешних членов коалиции восстановится при обсуждении важных и принципиальных для государства вопросов и позитивно скажется на итогах голосования.

Но членство в той коалиции, учредители которой смотрят на «Свободных демократов» как на врагов и считают, что они наносят вред государственным интересам, представить невозможно.

«Для правящей команды может быть тревожным то, что «Свободные демократы» владеют информацией, кто реально наносит вред стране, и это еще большая угроза для некоторых высокопоставленных чиновников правящей команды», — отметил он.

Что касается изменения политической картины в парламенте, в случае распада большинства распадется и меньшинство, так как меньшинство может существовать только при наличии большинства.

Создание парламентского большинства возможно в том случае, когда во фракции состоит более половины состава парламента, как минимум 76 членов (парламент Грузии состоит из 150 членов). В случае выхода из большинства фракции «Свободные демократы» в полном составе парламентское большинство распадется, и автоматически распадется также меньшинство.

Если же «Грузинская мечта» сохранит большинство путем достижения согласия отдельных членов фракции «Свободных демократов» остаться в его рядах или путем присоединения так называемых независимых мажоритариев, в этом случае сохранится и меньшинство, и им опять-таки будет «Единое национальное движение» (ЕНД), так как у «Свободных демократов» ресурса для формирования меньшинства нет.

В случае развития событий в парламенте в таком направлении для создания нового меньшинства понадобится как минимум 38 депутатов. В то же время ЕНД объединяет 51 депутата, а максимальное число «Свободных демократов» и независимых  мажоритариев достигает лишь 26 человек, что означает, что большинство пока не распалось.

Хатуна СИМОНИШВИЛИ, специально для POLITRUS.com.

АКТУАЛЬНО