ГРУЗИЯ-АБХАЗИЯ: «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС» ВМЕСТО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

ГРУЗИЯ-АБХАЗИЯ: «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС» ВМЕСТО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
144

В последнее время возобновились разговоры о восстановлении железнодорожного сообщения между Грузией и Россией через Абхазию. Но на этом пути стоит множество препятствий — начиная с политических, таможенных и визовых сложностей и кончая экономической целесообразностью этой магистрали для самой Грузии.

Вести переговоры по таможенным вопросам будет нелегко, потому что Грузия действует в соответствии с соглашением об ассоциации с Евросоюзом, а Армения входит в Евразийский экономический союз, членами которого также являются Россия, Казахстан и Белоруссия. Да и как можно сегодня вести речь о возобновлении пассажирских перевозок, в то время как между Грузией и Россией действует визовый режим и отсутствуют механизмы сообщения между Грузией и Абхазией.

В политических кругах Грузии вопрос восстановления железнодорожного сообщения с Россией через Абхазию стал актуальным после того, как Президент России Владимир ПУТИН заявил, что Россия и Абхазия готовы создать транзитное железнодорожное сообщение между Москвой, Сухуми, Тбилиси и Ереваном. Об этом российский лидер заявил в Сочи 24 ноября, при подписании договора о союзничестве и интеграции с Абхазией.

«Считаем возможным вместе с другими партнерами подумать и при общем согласии реализовать такой проект, например, как транзитное железнодорожное сообщение в направлении Сухуми, Тбилиси и далее на Армению. Полагаем, что реализация проектов подобного рода будет, безусловно, способствовать созданию условий для развития сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами в регионе», — сказал Владимир ПУТИН.

Паата ЗАКАРЕИШВИЛИ_превью

ПААТА ЗАКАРЕИШВИЛИ

Отметим, что в Грузии ажиотаж вокруг этого вопроса разразился около 2 лет назад, когда новоназначенный Министр по реинтеграции Паата ЗАКАРЕИШВИЛИ заявил, что осуществление такого проекта возможно.

Но тогда абхазская сторона никакого интереса к этому предложению госминистра Грузии не проявила. С учетом волнений и недовольства, которые в отношении идеи восстановления железной дороги проявили в Тбилиси многочисленные политические противники, ЗАКАРЕИШВИЛИ пояснил, что после отказа абхазской стороны обсуждение этого вопроса закрыто.

А события, которые развернулись в последний период, показали, что закрыт не только конкретный вопрос восстановления железной дороги, но и переговоры вокруг этого вопроса.

Паата ЗАКАРЕИШВИЛИ откликнулся и на заявление помощника Президента РФ Владислава СУРКОВА о том, что Тбилиси никогда не был против восстановления Абхазской железной дороги.

«СУРКОВ заявил, что Грузия никогда не была против открытия этой железной дороги, и я с ним согласен. Может, кто-то очень хочет сказать, что он имел ввиду только «Грузинскую мечту», но он имел ввиду не только это. Смело могу сказать, что как ШЕВАРДНАДЗЕ, так и СААКАШВИЛИ вели переговоры о восстановлении этой железной дороги. 

Почему эта дорога не была открыта — это уже совсем другой вопрос, но когда ты ведешь переговоры, значит, допускаешь возможность открытия железной дороги, — заявил Паата ЗАКАРЕИШВИЛИ. — Не работает сегодня эта дорога по одной-единственной причине: Грузия против этого.

Соответственно, наша позиция состоит в том, что мы не видим ничего неприемлемого в открытии железной дороги, если будут учтены все государственные интересы Грузии».

При этом он опроверг появившуюся недавно в ряде СМИ информацию, где со ссылкой на заместителя Министра транспорта и связи Армении Артура АРАКЕЛЯНА, говорится о якобы ведущихся между Тбилиси и Москвой тайных переговорах на этот счет.

То же самое повторил и Министр экономики и устойчивого развития Грузии Георгий КВИРИКАШВИЛИ: «До тех пор, пока на политическом поле между Грузией и Россией положительной динамики не будет, обсуждение этой проблемы для нас невообразимо».

После шумной реакции Тбилиси заместителю Министра транспорта и связи Армении пришлось изменить свои «показания», вызвавшие в Грузии такой ажиотаж. Первоначально в интервью армяноязычному изданию он заявил, что вопрос восстановления железной дороги обсуждался в ходе визита премьер-министра Грузии Ираклия ГАРИБАШВИЛИ в Ереван, а на следующий день в беседе с корреспондентом «Эхо Кавказа» он опроверг информацию о ведении переговоров по этому вопросу.

Несмотря на то, что недавно вышедшие из правящей коалиции «Свободные демократы» требуют от Правительства Грузии четкого ответа на вопросы, связанные с железнодорожным сообщением между Грузией и Россией, официального ответа на это требование пока не дано. Звучат лишь общие фразы, что по любому вопросу решение будет принято исходя из интересов Грузии.

Сложившуюся неоднозначную ситуацию в беседе с PolitRUS прокомментировал представитель парламентского большинства, председатель комиссии по восстановлению территориальной целостности Георгий ВОЛЬСКИЙ, который при прежнем правительстве определенное время был заместителем госминистра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов.

По словам ВОЛЬСКОГО, при прежнем правительстве Грузии велись разговоры на эту тему и даже был создан контур переговоров, но потом вопрос был снят и повестки дня и нигде больше не рассматривался.

При нынешнем правительстве разговоры на эту тему ни на одном уровне, в том числе и в формате АБАШИДЗЕ-КАРАСИН не велись и не ведутся.

ГЕОРГИЙ ВОЛЬСКИЙ_135

ГЕОРГИЙ ВОЛЬСКИЙ

«Если помните, однажды был актуальный разговор, и было сказано, что если это будет совпадать с государственными интересами, то можно вести переговоры на многие темы, в том числе и по вопросу железной дороги.

Но это было сказано в контексте общих теоретических постулатов. В ближайшем будущем по вопросу железной дороги никакие переговоры ни в каком формате не планируются», — заявил Георгий ВОЛЬСКИЙ.

Еще неделю назад неофициально распространялись информации, что главным препятствием к осуществлению проекта была сама абхазская сторона, а сейчас стало известно, что абхазская сторона ничего против открытия железной дороги  не имеет.

В интервью изданию «Кавказский узел» новоизбранный Президент Абхазии Рауль ХАДЖИМБА заявил: «На сегодняшний день не знаю ни о каких переговорах, которые ведутся вокруг этой темы, но считаю, что это должно быть интересно как для Абхазии, так и для России и Армении. Не могу сказать, насколько готова Грузия к реализации этого проекта. Но я еще более уверен, что ее западные покровители этого не пожелают».

Наверное, сегодня никто не может предсказать, какое продолжение будет иметь эта тема и чем закончится ее обсуждение, исходя из того, что восстановление железной дороги — очень чувствительный вопрос, который может оказать существенное влияние на внутриполитическую ситуацию в Тбилиси (а также в Сухуми), да и в общем на ситуацию в регионе. Ясно сегодня только одно — эта железная дорога очень нужна России и Армении.

Своим мнением по этой теме в беседе с PolitRUSподелился председатель Центра экономического развития Грузии Роман ГОЦИРИДЗЕ. По его словам, и без всеобъемлющего анализа создается впечатление, что для Грузии эта дорога какого-либо серьезного прямого экономического эффекта не имеет.

Наоборот, она может принести стране определенный ущерб, а пользу принесет только Армении, и то за счет Грузии. Да и этот эффект будет не таким большим, если учесть, что Армении придется частично профинансировать расходы на восстановление абхазского участка железной дороги.

Объем торговли Армении с Россией не слишком велик, и грузооборот небольшой. Для Абхазии экономический эффект от открытия этой железной дороги будет незначительным, так же, как и для России.

Единственная целесообразность осуществления этого проекта для России, по мнению ГОЦИРИДЗЕ, состоит в том, что Россия сможет обеспечить стабильное снабжение находящихся в Армении своих военных баз, и в общем, упрочить свои военные позиции в регионе. А после открытия этой магистрали ее, по заявлению эксперта, смело можно будет назвать «Закавказская военная дорога».

Что касается ожидаемого ущерба и возможных рисков для Грузии, эксперт отмечает, что в первую очередь, пострадают автомобильные перевозки, частично ущерб будет нанесен Черноморским портам и отчасти новой, строящейся железной дороге Баку-Тбилиси-Карс.

РОМАН ГОЦИРИДЗЕ_135

РОМАН ГОЦИРИДЗЕ

«Если проанализируем импорт-экспорт Грузии, его географию, виды грузов и используемый для их перевозок транспорт, то увидим, что объемы перевозок в направлении России и через Россию в другие страны СНГ очень малы, и в ближайшей перспективе каких-либо существенных изменений, которые могут значительно отразиться на грузообороте, ожидать не следует.

Такова же ситуация и в отношении Армении. Если поток грузов появится на этой дороге, это произойдет за счет уменьшения потока грузов из грузинских портов и сокращения автомобильных перевозок. Финансовые потери будут значительными, кроме того, произойдет сокращение рабочих мест», — отметил Роман ГОЦИРИДЗЕ.

Примечательно, что строительство грузинской части железной дороги Баку-Тбилиси-Карс ведется на азербайджанский кредит суммой в 775 млн долларов. Кредит выдан сроком на 25 лет с начислением 1% годовых и будет погашаться за счет доходов, получаемых от эксплуатации новой железной дороги.

Эксперты прогнозируют, что и строящаяся железная дорога Баку-Тбилиси-Карс станет конкурентом остальным перевозкам Грузии — сухопутным, морским и железнодорожным. После ее задействования на первых порах уменьшится поток грузов из Азербайджана в морские порты Грузии, соответственно, на основном железнодорожном маршруте также сократится объем перевозок грузов.

Однако власти Грузии выражают надежду, что в будущем они будут компенсированы за счет повышения грузооборота из Азербайджана и стран Центральной Азии.

Хатуна СИМОНИШВИЛИ, специально для POLITRUS.com.

АБХАЗИЯ