Последний месяц ознаменовался жесткой полемикой через СМИ второго президента Армении Роберта КОЧАРЯНА и действующего премьер-министра Тиграна САРКИСЯНА, в ходе которой они пытались найти виновного в проблемах армянской экономики. Экс-президент, который и раньше критиковал деятельность правительства САРКИСЯНА, на этот раз не стеснялся в выражениях, характеризуя профессиональные и человеческие качества премьера, который, к слову, в годы его президентства руководил Центробанком.
В своих интервью КОЧАРЯН подверг резкой критике газовые соглашения правительства с Россией, внедрение в Армении обязательного компонента накопительной пенсионной системы, счел премьера виновным в социально-экономическом кризисе в стране и массовой эмиграции населения. Он также обратил внимание на то, что все свои просчеты и ошибки правительство пытается скинуть на предыдущие власти или оправдать мировым кризисом.
«Возможно, мы имеем дело с полноценной комбинацией интеллектуальной и моральной деградации. В любом случае, ущербный премьер — непозволительная роскошь для страны», — заявил Роберт КОЧАРЯН в одном из своих интервью.
Подобную атаку на премьера многие в Армении расценили как своеобразную заявку КОЧАРЯНА на возвращение в «большую политику» и участия в президентских выборах 2018 года.
Хотя следует отметить, что ряд экспертов выразили сомнения, что второй президент решится пойти на этот шаг за несколько лет до начала нового избирательного цикла, ведь ближайшие парламентские выборы пройдут в 2017 году, а президентские в 2018-м.
Сам КОЧАРЯН на вопрос о связи своих интервью с возможным возвращением в «большую политику» ответил, что не может равнодушно смотреть на наслоение проблем в стране и откровенно говорит о своем отношении к ним.
О том, что действующей власти не очень пришлось по душе поведение второго президента, свидетельствуют заявления ряда видных представителей правящей Республиканской партии Армении (РПА), в том числе и так называемых «молодых республиканцев», политиков, которые выдвинулись благодаря КОЧАРЯНУ и ныне покойному премьер-министру Андранику МАРКАРЯНУ, чью экономическую политику критикует действующий премьер.
Можно предполагать, что вряд ли представители РПА, даже премьер-министр, рискнули бы возразить в таком тоне КОЧАРЯНУ, если бы не было дано «добро» с самого верха — из президентской администрации Сержа САРГСЯНА.
«Недавние интервью второго президента Армении были анахроничными, они не содержат каких-либо решений или путей, рассчитанных на будущее, они больше напоминают анализ произошедших событий. Создается впечатление, что мы имеем дело с анализом политического деятеля, который остался в прошлом», — заявил в интервью Panorama.am вице-спикер парламента, пресс-секретарь РПА Эдуард ШАРМАЗАНОВ (один из «молодых республиканцев»).
При этом некоторые представители РПА в стремлении доказать свою преданность действующему президенту полностью в духе изречения Виктора ЧЕРНОМЫРДИНА «хотели как лучше, а получилось как всегда», поставили в довольно неудобное положение самого Сержа САРГСЯНА.
Так министр энергетики и природных ресурсов Армен МОВСИСЯН заявил, что последние газовые соглашения с Россией выгодно отличалась от инициированной экс-президентом сделки «имущество в обмен на долг», забыв при этом, что переговоры по данному соглашению велись в рамках армяно-российской межправительственной комиссии, сопредседателем которой в те годы был Серж САРГСЯН, а сам МОВСИСЯН активно участвовал в них, как министр энергетики.
И хотя республиканцы сейчас всячески пытаются показать, что полностью контролируют ситуацию в стране, однако их подспудно, как и у всех других жителей Армении, волнует вопрос преемника Сержа САРГСЯНА. Различные слухи назначают на эту «должность» или говорят о наличии подобных амбиций у различных людей, в частности звучат фамилии зятя президента Микаэла МИНАСЯНА и премьер-министра Тиграна САРКИСЯНА.
Однако всем ясно, что они вряд ли смогут составить конкуренцию КОЧАРЯНУ, если он решит выставить свою кандидатуру в 2018-м. Ведь в подобном случае армянская власть впервые столкнется с ситуацией, когда придется соперничать не с каким то оппозиционным деятелем без какого-либо финансового и административного ресурса, и с очень слабой информационной поддержкой, а с человеком из «системы», который обладает перечисленными ресурсами и досконально знает, как их применять, и помимо этого может претендовать на голоса оппозиционного электората.
Армянские избиратели зачастую голосуют не за, а против, в данном случае против властей, что наглядно продемонстрировали почти 40% голосов, набранных лидером партии «Наследие» Раффи ОВАННИСЯНОМ на прошлогодних президентских выборах.
В пользу КОЧАРЯНА в случае выдвижения своей кандидатуры будет наличие мощных финансовых и информационных ресурсов, личные связи со многими деятелями правящей элиты, в частности олигархами и региональными «князьками», а также память о двухзначном экономическом росте и улучшающейся социальной ситуации в стране в годы его президентства.
Против него кровавый разгон протестов оппозиции в марте 2008 года, до сих пор невыясненные обстоятельства расстрела парламента в 1999 году (были убиты премьер-министр и фактически руководитель страны Вазген САРКИСЯН и спикер парламента Карен ДЕМРЧЯН), а также удручающее положение с правами человека и свободой слова в Армении в годы его президентства ( в этом вопросе за последние годы зафиксирован очень серьезный прогресс).
Хотя не исключено, что Серж САРГСЯН может сделать ход конем (недаром является президентом шахматной федерации Армении), и подобно Михаилу СААКАШВИЛИ осуществить конституционные реформы с целью увеличения полномочий главы правительства и перехода на должность премьера после окончания президентских полномочий.
Первый возможный шаг в этом направлении сделан — решением САРГСЯНА в сентября прошлого года была создана профессиональная комиссия при президенте, которой поручено до 20-го апреля 2014 года представить президенту концепцию конституционных реформ.
Айк ХАЛАТЯН, специально для PolitRUS.com.