ВАХХАБИЗМ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ГОЛОВНУЮ БОЛЬ ДЛЯ АЗЕРБАЙДЖАНА

ВАХХАБИЗМ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ГОЛОВНУЮ БОЛЬ ДЛЯ АЗЕРБАЙДЖАНА
82

«Погиб еще один азербайджанец, воевавший против правительственных войск в Сирии», — в последнее время что-то чаще стали получать подобную сводку с ближневосточного «демократического» фронта. Сообщения о гибели азербайджанцев попадают в информационное пространство в основном с подачи исламистских сайтов, которые просто отмечают факт гибели да исламистский псевдоним «шахида», предпочитая умалчивать об имени, фамилии, прочих реальных личных данных.

Дальше общими усилиями журналистской братии удается выудить скудные сведения о том, что кто-то родом из Шеки, кто-то из Гянджи, кто-то из Закаталы, Сумгаита… Отметим, что после обострения ситуации в Сирии группа граждан Азербайджана отправилась в эту страну и начала вести военные действия в составе различных группировок.

За прошедший период в боях было убито более 100 азербайджанцев. Но самое странное, что мало кого волнует, почему азербайджанцы погибают в чужой войне и в чужих интересах. Кто несет ответственность за гибель азербайджанцев в чужой войне?

Они сами? Религия? Исламские богословы, под чье влияние они попали? Общество? Власть? Что делать? Что сказать? Кого винить?

Буквально на днях в СМИ было распространено видео азербайджанских боевиков, выдававших себя за членов радикальной группировки и позировавших у нефтяных скважин, которые якобы захватили.

Один из героев этого видео — азербайджанец, называющий себя Хаттабом аль АЗЕРИ, с гордостью рассказывает, как под его командованием были захвачены эти самые буровые. По словам главы пресс-службы МИД Азербайджана Эльмана АБДУЛЛАЕВА, азербайджанская сторона продолжает расследовать случаи участия граждан Азербайджана в гражданской войне в Сирии.

«Наш призыв к соотечественникам о нежелательности поездок в Сирию остается в силе. И конечно, если выяснится, что на показанном видео действительно граждане Азербайджана, это следует рассматривать как крайне нежелательный факт», — отметил Эльман АБДУЛЛАЕВ.

А политолог Ариф ЮНУСОВ считает, что те, кто фигурирует на кадрах моджахедских видео, не идентифицируют себя как граждане Азербайджана, они считают себя воинами джихада, борющимися за создание халифата.

«Однако считаю, что наши спецслужбы должны более решительно действовать в отношении этих лиц отправившихся или отправляющихся в Сирию. В Англии, к примеру, принят закон о депортации лиц, участвующих в террористических организациях за рубежом, есть подобные суровые законы и в других европейских странах.

В Азербайджане, кстати, тоже имеется уголовная статья о привлечении лиц, участвующих в боевых действиях за рубежом, к уголовной ответственности и по этой статье уже были осуждены 33 человека. В связи с этим меня очень удивляют некоторые депутаты, повторяющие, что надо принять такой закон, тогда как он у нас давно имеется», — считает Ариф ЮНУСОВ.

Однако, по его мнению, применять эту статью нужно крайне осторожно, после тщательного выяснения, на самом ли деле те или иные люди являлись участниками вооруженных группировок за рубежом.

Председатель Управления мусульман Кавказа шейх уль-ислам Гаджи Аллахшукюр ПАШАЗАДЕ говорит: «Есть такие чиновники, которые, находясь на государственной службе, получают зарплату, а их дети, присоединяясь к различным сектам, сбиваются с правильного пути».

Это признал и другой духовный лидер член совета газиев УМК Гаджиага НУРИЕВ. По его словам ваххабиты действительно занимают кресла чиновников в государственном аппарате: «Представители этих сект засели от вузов до парламента и могут в любой момент создать смуту в стране, как например, это произошло в Турции. Поэтому я считаю, что против них должна вестись борьба на государственном уровне.

Азербайджан — маленькая страна, и все знают, кто и чем занимается. Среди ваххабитов есть не только дети чиновников, но и родственники высокопоставленных военных. Ваххабиты даже влезли в органы полиции и в нашу армию. Так что, это очень серьезная проблема».

А ваххабитские салафитские группировки действительно в последнее время развернули масштабную деятельность в Азербайджане. В социальных сетях уже распространяются откровенные угрозы ваххабитов в адрес азербайджанских шиитов.

Так, от имени некоего Азера ГУСЕЙНОВА в соцсетях распространено обращение к «братьям и сестрам салафитам» с призывом к джихаду против шиитов в Азербайджане. При этом, автор воззвания оправдывает уничтожение армянами мечетей в Карабахе, поскольку они были названы именами шиитских имамов.

Авторы грозятся уничтожить святилище Мирмовсум аги в Баку. Также сообщается о получении инструкций азербайджанскими ваххабитами от некоего Аби Малик аль-ДЖУХАНИ и распространении анти-заербайджанских фетв (призывов) и видеоматериалов от его имени.

В материалах азербайджанцы представляются как вероотступники, поклоняющиеся могилам, и содержатся угрозы разрушить все очаги сеидов (сеиды у шиитов считаются потомками пророка Мухаммеда). Представители различных религиозных течений Азербайджана и правоохранительные органы пока никак не прокомментировали эти обращения.

Действительно, межконфессиональная обстановка в Азербайджане крайне напряженная. И причин на то множество, а не только участие азербайджанцев в боях за Сирию. Давление извне, силы внутри страны и последние процессы в регионе оказывают заметное влияние на Азербайджан. Кто даст гарантии, что азербайджанцы, вернувшиеся из Сирии нанюхавшись пороха и наглядевшись крови не станут раскачивать ситуацию в стране.

Сейчас точное число воюющих в Сирии азербайджанцев неизвестно, но если число убитых превышает 100, то можно предположить, что число вовлеченных в конфликт азербайджанских боевиков может достигать 1000, а для такой небольшой республики как Азербайджан, это довольно большая цифра.

Поскольку одна из основных функций любой власти — это защита государственной безопасности, у Азербайджана нет иного выхода, кроме как запретить идеологию ваххабизма. Мы не можем относиться к радикализации религиозных течений спокойно, снисходительно, хотя бы потому, что видим, что происходит в мусульманских регионах Северной Африки, на Ближнем и Среднем Востоке.

Было бы слишком беспечно считать, что тенденция обойдет стороной Азербайджан. Но чтобы ваххабизм запретить, надо дать определение. Многие чиновники боятся бороться с ваххабизмом. Но видимо они боятся, что война с теми же террористами сорвет их бизнес-проекты, какие-то мифические транши из Саудовской Аравии и Катара.

Под ваххабизмом в современном мире обычно понимается совокупность агрессивных и нетрадиционных ветвей ислама. Это определение является скорее политическим, чем богословским, но в данном случае именно политическая сторона дела особенно важна, как с точки зрения мотивации адептов течения, так и с точки зрения опасности, которую оно представляет для государства.

Поэтому государству уже пора принимать меры. Кроме жестких мер внутри страны против представителей радикальных течений и их спонсоров, надо поставить также требование Саудовской Аравии и Катару о прекращении их финансирования. Так, что правительство должно задуматься над этим именно сейчас.

Заур РАСУЛЗАДЕ, специально для PolitRUS.com.

АЗЕРБАЙДЖАН