Стоит ли опасаться начала полномасштабных боевых действия за контроль над территорией Нагорного Карабаха? Будет ли Россия в случае войны придерживаться нейтралитета или в рамках соглашений ОДКБ выступит на стороне Армении? Какое будущее может ожидать Украину в свете происходящих там событий? — В интервью «Новости-Азербайджан» с руководителем экспертно-аналитической сети PolitRUS.com, российским политологом Виталием АРЬКОВЫМ.
— Серьезная ситуация наблюдается на линии фронта карабахского конфликта. На время проведения Олимпиады, по просьбе страны-хозяйки, стороны конфликта, так сказать, чуть сбавили обороты, однако напряжение все равно наблюдается. Какова вероятность, что все это выльется в настоящую войну?
— Недавнее обострение на линии противостояния, по-моему убеждению, было спровоцировано Баку по «просьбе» из Вашингтона, в свете открывавшейся тогда Олимпиады в Сочи — очень важна была любая напряженность рядом с Играми.
Однако Ильхам АЛИЕВ — мудрый политик, и сегодня он вряд ли примет решение о полномасштабных военных действиях. Хотя очевидно, что перевес в военной мощи сейчас на стороне Баку, и он вполне бы мог, возможно, с большими потерями, но все же вернуть оспариваемые территории.
Но в этом случае Азербайджан однозначно будет считаться в мировом сообществе государством-агрессором, со всеми вытекающими отсюда серьезными последствиями. Сейчас у Азербайджана образ пострадавшего от действий Армении. Это очень выгодно. И для Баку было еще лучше, если бы именно Ереван первым начал масштабные военные действия и перешел демаркационную линию. В Ереване и сами догадываются о таком желании Баку, и Москва (как гарант мира в регионе) указывает им на это.
Очень хочу надеяться, что ни одна из сторон не начнет военных действий, а территориальный спор будет решен исключительно мирным путем.
— Если брать в общем, то половина российских политологов, экспертов, с которыми мне доводилось говорить, считают, что в случае начала войны в Карабахе, РФ однозначно выступит на стороне Армении. Кто-то уверен, что Москва будет придерживаться нейтралитета. Каково Ваше мнение на этот счет?
— Россия официально не примет участия в военном конфликте. Это исключено.
— А как Вы можете оценить двухсторонние азербайджано-российские отношения на сегодня?
— Отношения не в самой лучшей фазе. Но бывало и хуже. Тем не менее, Москва очень заинтересована в дальнейшем пребывании у власти Ильхама АЛИЕВА, как сильного главы государства, полностью контролирующего ситуацию в Азербайджане и не допускающего усиления радикальных исламистов на границе с Россией.
Точек роста и улучшения отношения между нашими двумя странами много и я уверен, что сообща мы будем активно работать в этом направлении.
— Знакомы ли Вы с представителями азербайджанской диаспоры в своем родном городе? Насколько активна азербайджанская диаспора? Как можете охарактеризовать ее деятельность?
— Знакомство поверхностное. Диаспора достаточно активно участвует в общественной жизни региона. Особенно ярко диаспора проявила себя в период создания Парка дружбы: Волгоград-Баку.
— Не могу не спросить про ситуацию в Украине. В Киеве разыгрывается настоящая гражданская война. Во что она выльется, по-Вашему?
— Ни к чему хорошему события в Киеве не приведут. Страна погрузится в хаос гражданской войны, одним из итогов которой станет развал Украины как единого государства как минимум на две части.
Могу предположить несколько вариантов. По первому, от Украины отколются западные области: в первую очередь — Львовская, Ивано-Франковская и Ровненская, а также, возможно, Волынская и Тернопольская. Их статус будет чем-то напоминать Приднестровье, с той лишь разницей, что будут они ориентированы не на Киев или Москву, а формально на Брюссель, реально — на Вашингтон. Центральные, восточные области и Крым останутся в едином государстве и останутся в зоне влияния Москвы.
По второму варианту, в зоне влияния Москвы останутся лишь восточные регионы, и, возможно, Крым. Все остальное уйдет под Евросоюз.
Однако ни в том, ни в другом случаях, активизировавшейся Варшаве «не светит» получение ее бывших земель или хотя бы кураторство их от лица Евросоюза. Все окажется под контролем Берлина.
Есть еще и третий вариант, когда Крым реально объявит независимость, и контроль над ним попытается установить Турция. Тогда мы получим новый Северный Кипр.
Беседовал Гамид ГАМИДОВ, «Новости-Азербайджан».