ЕВРОПЕЙСКАЯ ИГРА В САНКЦИИ

ЕВРОПЕЙСКАЯ ИГРА В САНКЦИИ
118

Представители европейских стран, озабоченные ситуацией на Украине, все еще не договорились о единой санкционной стратегии в отношении Кремля. Несмотря на усиливающиеся разговоры в европейских столицах о необходимости «наказать Москву» за геополитические эксперименты в Крыму, тем не менее, на какие-то принципиальные и реальные шаги члены Европейского союза (ЕС) до сих пор не решились. Представляется, что некоторые европейские государства затягивают «окончательное решение» вопроса о санкциях отнюдь не из-за нежелания расстроить Россию.

Во вторник,11 марта, премьер-министр Польши Дональд ТУСК провел в Варшаве пресс-конференцию, посвященную украинскому вопросу. В ходе нее он, в частности, заявил, что «Европейский союз намерен начать вводить санкции в отношении Российской Федерации со следующего понедельника»: «Если говорить о процедурах их реализации, то последствием договоренностей на последней встрече в Брюсселе будет введение санкций с понедельника следующей недели (то есть с 17 марта — Прим. автора)».

Примечательно, что за день до этого обозначенного ТУСКОМ понедельника должен состояться референдум о вхождении Крыма в состав России. То есть можно предположить, что именно от результатов референдума 16 марта (по данным недавнего социологического опроса в Крыму, большинство жителей — 77% — выступают за вхождение полуострова в состав России), и реакции российской стороны на него, будет зависеть «размах» санкций от Европейского союза уже 17 марта.

Если верить тому же ТУСКУ, то в вопросе о введении санкций против России «решения по сути уже приняты». Впрочем, какие именно решения, и когда именно готовые вступить в силу — пока не ясно.

Свой ответ на этот вопрос пытаются дать французские представители. Чуть ранее ТУСКА глава МИД Франции Лоран ФАБИУС объявил, что санкции ЕС в отношении России могут вступить в силу уже на этой.

«Намеченный в Крыму референдум незаконен, — сказал французский министр. — Мы не можем допустить подобного, поскольку это приведет к дестабилизации Украины. Соответственно, мы будем применять санкции. Возможно, они вступят в силу уже на этой неделе».

Глава внешнеполитического ведомства Франции любезно пояснил, что речь идет о «замораживании авуаров и отмене виз для российских и украинских представителей».

Нельзя не отметить и еще один интересный момент: в четверг в Будапеште должна состояться встреча министров иностранных дел стран Вышеградской группы (Польша, Словакия, Чехия и Венгрия) с главой МИД Германии Франком-Вальтером ШТАЙНМАЙЕРОМ. Это мероприятие, посвященное планируемому подписанию договора об ассоциации Украины и ЕС, инициировано германской стороной.

И, по словам венгерского министра по делам ЕС Энико ГИОРИ, «данная встреча является сигналом того, что Вышеградская группа рассматривается в качестве ведущей площадки для координаций действий всего Европейского союза».

Можно предположить, что в ходе этой встречи вопрос о санкциях также будет поднят и, вполне вероятно, участники Вышеградской группы предложат свои сроки и формат санкционных мер против России.

Анализ высказываний европейских чиновников и политиков в отношении темы санкций против России, позволяет сегодня сделать вывод о том, что единая санкционная политика ЕС фактически до сих пор отсутствует. Представители различных стран Европейского союза расходятся во мнениях, как относительно параметров санкций, так и срока их «включения» против Москвы.

Создается впечатление, что некоторые европейские государства хотели бы затянуть дискуссию о санкциях. И не только потому, что итоги санкционных мер могут оказаться ущербными для стран, их провозглашающих.

Вполне вероятно, что такие государства ЕС, как Германия и Польша, начавшие набирать политические очки и усиливать свое влияние на украинском кризисе, хотели бы «продлить очарование» момента, играя, как на противоречиях Запада и России, так и на страхе восточноевропейских государств перед пробудившимся русским медведем.

До момента введения реальных экономических и политических санкций такая игра Берлина и Варшавы практически не несет никаких попутных издержек. Чего нельзя будет сказать, если санкционный режим в отношении Москвы все-таки запустят.

Павел ГОЛОД, специально для PolitRUS.com.

АКТУАЛЬНО