ЗУРАБ АБАШИДЗЕ: «ПОСТАРАЕМСЯ ПРИБЛИЗИТЬСЯ К «КРАСНЫМ ЛИНИЯМ»

ЗУРАБ АБАШИДЗЕ: «ПОСТАРАЕМСЯ ПРИБЛИЗИТЬСЯ К «КРАСНЫМ ЛИНИЯМ»
51

Завершился организованный Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. ГОРЧАКОВА при содействии Центра культурных взаимосвязей «Кавказский дом» визит в Грузию делегации молодых российских политологов, международников и журналистов. В рамках поездки эксперты встретились со спецпредставителем премьер-министра Грузии по вопросам взаимоотношений с Россией Зурабом АБАШИДЗЕ.

— В феврале в Москве и Суздале прошла российско-грузинская встреча молодых политологов. Как Вы оцениваете этот обмен мнениями?

— Это очень хорошее дело! Состав групп все в большей степени впечатляет. Очень квалифицированные специалисты к нам приезжают. Я надеюсь, что и здесь их встречают люди знающие, заинтересованные в том, чтобы начатый год назад российско-грузинский прямой диалог развивался успешно.

— Следует ли ожидать чего-то принципиально нового в российско-грузинской публичной дипломатии?

— Вы знаете, ребята говорили об очень интересных вещах. Например, о встрече ученых-историков. Не секрет, что современную историю мы по-разному трактуем. Отношения на сегодняшний день сложные, и видение истории у каждого однобокое. Так что и это можно поправить. Речь не о том, чтобы учебник переписать, а о лучшем понимании позиций двух сторон. Молодых людей, конечно, надо воспитывать! И кто-то должен этим заниматься. У нас есть молодые ученые, которых можно было бы привлечь.

Еще предлагали организовать интеллектуальное сопровождение дипломатических процессов. Экспертов подключить, чтобы генерировать новые идеи для нашего будущего диалога. Все это было бы очень полезно.

— На Ваш взгляд, насколько в 2013 году удалось продвинуться дипломатам на пути налаживания отношений между двумя странами?

— Я думаю, что у нас есть определенный прогресс. В частности, по тем направлениям, которые мы изначально обсуждали в формате диалога. В области торгово-экономических связей, коммуникаций, культурно-гуманитарной сфере мы продвинулись вперед.

Транспортные связи восстанавливаются. Грузинская продукция возвращается на российский рынок. Культурные контакты довольно активны. На днях у нас открывается фестиваль российского кино. И таких мероприятий много, их можно перечислять довольно долго.

Но есть и так называемые «красные линии». Пока какого-то позитива, к сожалению, нет. Это наиболее сложные вопросы, связанные с конфликтными зонами.

— В Грузии сменился глава государства. Как Вы считаете, удастся ли Грузии с новым президентом сохранить взятый курс на нормализацию отношений с Россией?

— Безусловно. У нас новый президент, у нас новый премьер. Внешняя политика — в основном прерогатива премьера. У нас начинает действовать новая система после выборов, так называемая парламентская республика. У премьера настрой на то, чтобы продолжить этот диалог в конструктивном ключе, поддерживать любые интересные инициативы и продвигаться вперед по мере возможности.

Мы не строим иллюзий, что проблемы можно быстро решить. Особенно те, что связаны с конфликтными регионами — Абхазией и Южной Осетией. Наше отношение к их статусу отличается от позиции России. Россия признала их независимость, наше законодательство называет их оккупированными территориями.

В правовом плане получается своего рода замкнутый круг, из которого выхода пока не видно. Но чтобы двигаться вперед, надо все-таки решать конкретные вопросы, связанные с экономикой, внешней торговлей. И здесь есть поле для фантазий! Мы можем предложить коммерческие проекты для совместной реализации. К ним могут быть подключены и другие страны-партнеры. Так что будем двигаться по прагматическому пути. И будем стараться подойти поближе к красным линиям.

Вопросы, связанные с безопасностью, гуманитарными проблемами этих двух регионов, в Женеве рассматриваются. Особого прогресса нет, но в ближайшее время ожидается очередной раунд переговоров. Будем надеяться, что там появится какой-то позитив.

Беседовала Мария ЛЯМЦЕВА, gorchakovfund.ru.

АКТУАЛЬНО