Едва турецкий премьер-министр завершил свой официальный визит в Баку, как президент Азербайджана начал важный переговорный процесс с Ираном. Переговоры между Турцией и Азербайджаном прошли в ожидании заключения военно-политического союза, а в Иране глава азербайджанского государства появился с министром обороны. Геополитическая динамика в регионе развивается на фоне тревожных событий в Украине, где Запад бессилен что-либо противопоставить России. Это усиливает актуальность пересмотра региональной безопасности. Что ожидает в этой связи Азербайджан – в беседе с одним из ведущих политологов страны Зардуштом АЛИЗАДЕ.
— Почему ЭРДОГАН заинтересован в нейтрализации нурсистов в Азербайджане? Неужели Азербайджан настолько значимая с геополитической точки зрения страна, что Турция пытается ослабить влияние своих противников в нашей стране?
— Выпячивание проблемы нурсистов в Азербайджане — камуфляж. Для Реджепа ЭРДОГАНА они уже не представляют угрозы, так как ему практически удалось очистить от них властные структуры. А в Азербайджане нурсисты вообще никакого влияния не имели.
Основная цель визита ЭРДОГАНА в Баку заключалась в обсуждении с руководством Азербайджана транспортировки туркменского газа через Азербайджан. После украинских событий в Европе остро встал вопрос избавления от зависимости российского газа.
Дело в том, что применяемые Европой санкции в отношении России, не имеют никакого эффекта из-за сильной ее энергозависимости от Москвы, поэтому там судорожно ищут альтернативные источники.
Азербайджанский газ на самом деле не является конкурентом российского газа в Европе. Например, «Газпром» в прошлом году экспортировал в Европу 219 млрд кубометров газа, а Азербайджан всего может поставить 10-12 млрд кубометров. Поэтому Европа пытается вовлечь и Туркменистан в число своих поставщиков.
Баку же, в свою очередь, готов на поставки своего газа в Европу, но при этом заявляет, мол, что касается Туркменистана, договаривайтесь с ним сами. То есть он не хочет на пустом месте идти на конфронтацию с Москвой. Вот эти вопросы в основном обсуждались в Баку.
— В ходе визита турецкого премьер-министра планировалось подписание соглашения о военно-политическом союзе между Анкарой и Баку, но оно не было подписано. Неужели Баку опасается давления Москвы?
— Во-первых, военно-политический союз — это договор обоюдный. Другое дело, это реальное соотношение сил в регионе. Вот ответьте мне на один вопрос: кто может здесь идти на реальное столкновение с Россией из-за того, что кто-то где-то подписал лист бумаги? С самого начала я не верил в этот союз, потому что никто с Россией реально сталкиваться не станет.
Что касается опасений Баку в отношении Москвы, то они были всегда. Любая страна, даже США, опасается России. Зачем властям Азербайджана накликивать на себя беду, лучше спокойно сидеть на месте, продолжать добывать нефть и набивать карманы.
— Но разве ПУТИН не договорился с АЛИЕВЫМ во время своего августовского визита в Баку?
— Да, они договорились тогда, но лишь насчет того, что Россия поддержит переизбрание Ильхама АЛИЕВА президентом. Он переизбрался, а значит нужно выполнять свои обязательства перед Россией.
Запад же хочет чужими руками таскать каштаны из огня, вот и подталкивает Азербайджан и Туркменистан к конфронтации с Россией, обещая им при этом доллары, фантики, мнимую поддержку.
А это совершенно не нужно ни Баку, ни Ашхабаду. И они совершенно справедливо заявляют Западу, что если хотите газ, то сначала договаривайтесь с Россией, а за нами дело не станет. Главное, чтобы Москва не противилась. Тем паче украинские события показали, что Запад только может обещать, а в реальности не собирается противостоять России.
— Но после визита ЭРДОГАНА в Баку замглавы Администрации президента Азербайджана Новруз МАМЕДОВ заявил, что Баку готов к подписанию такого соглашения, но этому мешают некоторые страны НАТО. Отчего все-таки Запад возражает, ведь после украинских событий путинский Дамоклов меч навис над многими странами?
— Прежде всего, этого не хочет сам Баку. Турция — член НАТО, подписав такое соглашение, мы оказываемся в его фарватере, а это никак не увязывается с нашим участием в движении неприсоединения, и тем самым волей-неволей мы вступаем в конфронтацию с Россией.
— После этих переговоров с Турцией Ильхам АЛИЕВ отправился в Иран вместе с министром обороны Закиром ГАСАНОВЫМ. Баку так заинтересован и в поддержке Тегерана?
— Поездку АЛИЕВА в Иран вместе с министром обороны можно расценивать как некую интригу, особенно в свете недавних переговоров с ЭРДОГАНОМ. А в действительности между Ираном и Азербайджаном в военной сфере очень минимальные отношения. Мы сотрудничаем с НАТО и с Россией в этой сфере.
— Фактически новые геополитические реалии выпячивают на первый план союз Китая и России. ЭРДОГАН также выступал за присоединение к Шанхайскому союзу. Удастся ли Западу сдержать этот процесс или в канун президентских выборов в Турции Запад начнет расшатывать ситуацию в этой стране?
— Думаю, что у ЭРДОГАНА очень серьезные шансы быть избранным президентом Турции, если, конечно, не разыграется какой-нибудь новый скандал. А что касается его намерений стать членом ШОС, то это заявление нельзя воспринимать всерьез. Турция, повторяю, член НАТО, рвется в ЕС, так что все ее интересы на Западе, а не на Востоке.
ШОС — это абсолютно безобидная организация, не имеющая ни военных, ни экономических структур. Просто лидеры государств, входящих в этот союз, время от времени собираются, обсуждают текущие вопросы и все.
— Не кажется ли Вам, что либерализация отношений Запада с Ираном говорит о том, что Запад мог опасаться включения Ирана в этот союз. Насколько вероятно присоединение Тегерана к этому геополитическому треугольнику?
— Нет такого союза, чтобы еще кого-то противопоставить ему. Просто Запад осознал, что конфронтация с Ираном не в его интересах. И мирные переговоры с Ираном продолжаются по сей день.
— Что ждет Азербайджан в свете новых геополитических коллизий?
— Для Азербайджана самая большая проблема — его бестолковая элита. Элита, паразитирующая на грабеже национальных богатств. Вот эта элита не заинтересована в развитии нормальной личности, армии, образования, медицины.
То есть мы наблюдаем полный коллапс. За годы независимости эта элита не решила ни одной из национальных проблем. В историческом плане ни сегодня, ни завтра нас ничего хорошего с такой элитой не ожидает.
— То есть Вы считаете, что с этой элитой мы можем потерять свою независимость?
— Тогда в чем выражается эта независимость — в том, что в сравнении с советским периодом элита ворует в тысячу раз больше? В советское время был какой-то страх перед Москвой, а сейчас они самостоятельны и грабят без оглядки на кого бы то ни было.
Простому азербайджанцу без разницы — в каком государстве он живет. Наоборот, при Советском Союзе ему было лучше, чем сейчас, а в годы независимости идет полная деградация.
Вот вам пример: Советский Азербайджан экспортировал в 70 государств мира станки и нефтяное оборудование, а сейчас что мы экспортируем? Только нефть и газ. То есть в годы независимости мы превратились в такое же государство, как Ливия, Ирак и Судан.
По материалам Haqqin.az.