Экс-президент Армении Роберт КОЧАРЯН постепенно становится главной головной болью действующего Президента Армении Сержа САРГСЯНА, долгие годы бывшего его соратником. КОЧАРЯН, который все явственнее и явственнее демонстрирует свое желание участвовать в президентской кампании 2018 года, в своем недавнем интервью подверг жесткой критике инициированную действующим президентом конституционную реформу, вероятно видя в этих шагах САРГСЯНА угрозу своим интересам.
По мнению экс-президента, для изменения Конституции Армении нет ни внутренних, ни внешних причин, и озвученные властями объяснения ее необходимости неубедительны и крайне расплывчаты.
«Сейчас предлагается радикальная смена модели государственного управления страной, и нужны однозначные гарантии того, что реформа не направлена на обслуживание интересов правящей элиты и не станет инструментом ее воспроизводства. Любая перекройка Конституции под текущие цели политиков — признак политической деградации страны», — подчеркнул Роберт КОЧАРЯН.
В своем интервью КОЧАРЯН также в первый раз прямо вступил в заочную полемику с Сержем САРГСЯНОМ, намекнув на разницу результатов достигнутых в ходе его президентства и нынешним состоянием республики.
Интересно и то, что помимо традиционной критики социально-экономической политики действующих властей, в частности деятельности предыдущего премьер-министра Тиграна САРКИСЯНА, он уже начал и критику внешней политики, которая является прерогативой президента.
И эта критика показала странную трансформация внешнеполитических ориентиров второго президента Армении, который имея имидж пророссийского политика, личные связи с Президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ и являясь членом Совета директоров одного из крупнейших российских х холдингов — АФК «Система», внезапно заявил о том, что не разделяет оптимизм действующих властей относительно выгод армянской экономике от вступления в Таможенный союз.
К этому можно добавить явную прозападную ориентацию Вардана ОСКАНЯНА и Наиры ЗОГРАБЯН — видных деятелей контролируемой КОЧАРЯНОМ партии «Процветающая Армения» — ведущей невластной политической силы Армении
В свою очередь действующий президент, который последние годы вел курс на евроинтеграцию и подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом (в обмен на что Запад был готов закрывать глаза на фальсификации выборов), после резкого смена внешнеполитического курса 3 сентября прошлого года и решения войти в Таможенный союз (ТС), становится все более и более пророссийским, надеясь с помощью Москвы вывести страну из социально-экономического кризиса и обеспечить воспроизводство своей власти.
При этом саму Москву, осознающую огромную зависимость Еревана от нее в военно-политической и экономической сферах, не очень волнует, кто в результате выборов придет к власти в республике, так как в любом случае он будет обречен на сотрудничество с Кремлем.
Следует также отметить, что КОЧАРЯН, в бытность свою президентом, пользовался намного большей поддержкой армянской диаспоры в западных странах, чем действующий президент САРГСЯН — благодаря своей жесткой позиции в армяно-турецких отношениях, а также хорошим отношениям с традиционно сильной в диаспоре партией «Дашнакцутюн».
Серж САРГСЯН нанес по своему авторитету в диаспоре мощнейший удар, вступив при поддержке Запада в процесс нормализации отношений с Турцией, который в итоге зашел в тупик из-за позиции Анкары. Неоднозначно было воспринято в диаспоре и решение президента САРГСЯНА вступить в ТС.
По всей видимости, КОЧАРЯН активно критикуя действующие власти за их провалы во внутренней политике, пытается заодно набирать очки и за счет критики внешней политики, которая находится введении президента САРГСЯНА, а также внушить Западу, что в случае своего возвращения к власти, он будет проводить более сбалансированную внешнюю политику.
Однако, учитывая, что главную роль в победе на армянских выборах играют местные элиты, которые обеспечивают нужным властям результат выборов, а внешние силы в лице Запада и России лишь легитимизируют итоги выборов, основной упор КОЧАРЯН будет делать на работу с обществом и элитами внутри Армении.
И если КОЧАРЯН уже четко показывает свои президентские амбиции, то команда действующего президента пока не определилась со своим кандидатом на будущих выборах, что пока облегчает работу экс-президента.
Айк ХАЛАТЯН, специально для PolitRUS.com.