Накануне завершился региональный визит президента Франции Франсуа ОЛЛАНДА в страны Южного Кавказа, в ходе которого он посетил Баку, Ереван и Тбилиси. Учитывая, что Франция наряду с США и Россией является одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, вполне естественно, что ОЛЛАНД затронул на встрече с президентами Армении и Азербайджана тему карабахского конфликта.
При этом, за несколько дней до визита в регион французского президента, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс УОРЛИК представил в Вашингтоне официальную позицию госдепартамента США по урегулированию карабахского конфликта, состоящую из 6 пунктов, которая была неоднозначно воспринята в Азербайджане и Армении.
Азербайджанской стороне не понравились пункты, в соответствии с которыми определение окончательного статуса Нагорного Карабаха должно быть осуществлено в будущем посредством взаимно согласованного волеизъявления, имеющего юридическую силу, а его промежуточный статус будет временным.
Армянская сторона недовольна тем, что освобожденные территории вокруг НКР, согласно указанным пунктам, должны быть переданы Азербайджану до окончательного определения статуса НКР.
Президент Франции отметил в Ереване, что уже исполнилось 20 лет со дня подписания перемирия, однако необходимо найти решение конфликта, и он готов принять президентов Армении и Азербайджана для поиска путей укрепления мер доверия.
Интересно однако то, что на вопрос об отношении к событиям на Украине ОЛЛАНД заявил, что Франция является приверженцем принципа территориальной целостности государств, что не очень то стыкуется с позицией Армении и НКР в переговорном процессе по Нагорному Карабаху.
Более пространно о карабахском конфликте и заявлении УОРЛИКА высказался Серж САРГСЯН, который заявил, что американский сопредседатель не сказал ничего нового, и в основном повторил то, что говорил президент США со своими коллегами из России и Франции по различным поводам.
Он также из всех 6 пунктов заявления УОРЛИКА уделил особое внимание пункту о том, что окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть решен посредством имеющего обязательную юридическую силу свободного волеизъявления народа.
«Этот принцип реализации права на самоопределение не имеет альтернативы», — подчеркнул Президент Армении.
В целом, надо отметить, что армянская сторона в переговорном процессе успешно использует то обстоятельство, что официальный Баку не допускает даже теоретическую возможность независимости НКР (к чему естественно приведет референдум), выставляя перед международным сообществом Азербайджан как главного виновника отсутствия прогресса в переговорах.
Хотя подавляющая часть армянского общества настроена против каких либо уступок Азербайджану в вопросе передачи освобожденных территорий, считая их неотъемлемой частью Арцаха, люди в Армении и Нагорном Карабахе резонно полагают, что даже если при нынешних условиях Баку не идет на уступки в вопросе статуса НКР, то бессмысленно надеяться на это после утери зоны безопасности вокруг республики.
Также надо учитывать то, что карабахский вопрос является одним из самых болезненных для армянского общества, сплачивающим большинство политических и общественных сил в Армении, способным вывести людей на улицы, и поэтому вряд ли действующие власти рискнут пойти против воли народа.
Тем, более, что нынешняя политическая элита пришла к власти на волне карабахского движения, и одним из своих главных достижений считает победу в войне 1992-1994 гг.
Да и участие Армении в ОДКБ и евразийской интеграции, инициированной Кремлем, вселяет в армянскую сторону уверенность, что удастся сохранить нынешний статус-кво.
Несмотря на это, Вашингтон в последнее время резко активизировался в переговорном процессе, полагая, что в случае урегулирование карабахского конфликта сможет ослабить позиции Москвы в регионе, зависимость от нее Еревана и Баку. Этой активизации способствует также нарастающая конфронтация с Россией из-за Украины, которую многие на Западе уже окрестили началом новой «Холодной войны».
Прекрасно понимая это, а также желание Запада ослабить с помощью Баку зависимость Европейского союза от российских энергоресурсов, азербайджанские власти пытаются использовать заинтересованность Вашингтона и Брюсселя для усиления своих позиций в переговорном процессе, а также «закручивания гаек» внутри страны.
Примером может служить то, как в угоду политической целесообразности Запад забыл о декларируемых принципах, закрыв глаза на арест Рауфа МИРКАДЫРОВА и действия азербайджанских властей против Лейлы ЮНУС и ее мужа Арифа ЮНУСОВА, вся вина которых состояла в том, что они участвовали в мероприятиях под эгидой Запада вместе с представителями гражданского общества Армении.
И хотя сами участники конфликта — Баку, Ереван и Степенакерт, довольно скептически относятся к возможности мирного урегулирования карабахского конфликта в ближайшей перспективе, Белый дом вероятно надеется повторить то, что в свое время удалось проделать с Египтом и Израилем в 1979-м году в Кэмп-Дэвиде.
Айк ХАЛАТЯН, специально для PolitRUS.com.