Признать фактом геноцида действия, совершенные в XVII-XIX веках руководством Российской империей в отношении черкесского народа — с такой просьбой к спикеру Верховной Рады Украины, и.о. президента Украины Александру ТУРЧИНОВУ от имени и по поручению Черкесского международного национально-культурного центра Fitingha обратился президент Института восточного партнерства Авраам ШМУЛЕВИЧ.
В своем письме на имя ТУРЧИНОВА известный общественный деятель, в т.ч, пишет: «Мы, черкесы, признаем и ценим тесные связи с украинским народом, в эти дни поддерживаем его в его борьбе за сохранение самобытности и суверенитета Украины и выражаем протест попыткам российского вторжения на территорию Украины.
Поэтому мы просим Вас, чтобы украинский парламент признал страшное уничтожение, через которое прошел черкесский народ. Мы желаем украинской нации стойкости в борьбе против всех попыток русификации».
Просьба к временным властям Украины признать геноцид черкесского народа приурочена к отмечаемому 21 мая во многих местах компактного проживания черкесов Дня траура — именно в этот день в 1864 году Великий князь Михаил Николаевич, брат Российского царя, наместник Кавказа и главнокомандующий Кавказской армией официально провозгласил об окончании Кавказской войны и принял военный парад в урочище Кбаада (ныне — Красная Поляна) в ознаменование окончания военных действий на Кавказе.
Современные западные исследователи и черкесские активисты называют предшествующие и последовавшие за этой датой события «геноцидом черкесского народа», в результате которого «на Родине осталось лишь при мерно 5% довоенного населения черкесов, остальные либо погибли, либо были выселены».
Точка зрения значительной части современных российских историков на эти события иная: к моменту проведения военного парада в урочище Кбаада большая часть старейшин черкесских народов, принявших ислам в годы нахождения под владычеством Османской империи, отклонила ультимативное предложение Русского царя отказаться от военного промысла и заняться земледелием и скотоводством, а потому была вынуждена принять решение покинуть земли предков и служить турецким султанам в их военных походах.
Некоторые потомки покинувших Родину не раз предпринимали попытки возвращения на исторические земли. Но из-за сложностей отношений сначала между Османской и Российской империями, а позже Турцией и СССР это оказалось трудновыполнимым.
Первым и пока единственным государством на постсоветском пространстве, да и вообще в мире, которое официально признало акт геноцида черкесов, стала Грузия. Ее парламент принял данное решение в канун очередного Дня траура — 20 мая 2011 года.
В отношении оперативности Верховной Рады Украины Авраам ШМУЛЕВИЧ не столь оптимистичен. Хотя обращение, по его словам, уже лежит на столе у ТУРЧИНОВА, украинский парламент вряд ли успеет принять соответствующую резолюцию к 21 мая — 150-летию трагической даты для черкесского народа.
По прогнозу господина ШМУЛЕВИЧА, вплотную данным вопросом в Киеве займутся уже после выборов президента страны, он будет вынесен на голосование Верховной Рады и принят до конца с. г. «Если, конечно, не произойдет усугубления политической ситуации в стране, которое отодвинет данную тему», — переживает Авраам ШМУЛЕВИЧ.
На вопрос PolitRUS.com, почему именно Украина выбрана лидерами черкесской общественности для продвижения в международном сообществе темы геноцида, господин ШМУЛЕВИЧ заявил, что уже в самое ближайшее время Украина будет играть серьезную роль на Северном Кавказе, поскольку, по его мнению, является «почти кавказской страной» — она соседствует с историческими землями черкесского народа.
Вероятно, имеются в виду нынешние регионы РФ — Ростовская область и Краснодарский край, которые дореволюционная и современная украинская историография считает территорией расселения украинского народа, а ряд экстремистских украинских организаций — и вовсе оккупированными Москвой.
По словам Авраама ШМУЛЕВИЧА, Украину и черкесов объединяет не только это: «Многие украинские фамилии и топонимы имеют черкесские корни. Так, например, фамилия ШЕВЧЕНКО (привет Максиму Леонардовичу — прим. PolitRUS.com), по мнению ряда исследователей, образована от черкесского «шеуджен» — священник. А название города Черкассы в Центральной Украине возвращает нас во времена формирования казачества как этноса в этих краях, огромное влияние на которое оказали их черкесские братья».
Трагическую дату 150-летия вынужденного исхода черкесских народов из Причерноморья будут отмечать не только в Украине, но и в более чем 50 странах мира, куда судьба занесла потомков тех беженцев. Прежде всего в Турции, где по-прежнему проживает крупнейшая черкесская диаспора (около 6,5 млн человек), в Иордании, Сирии, Ливии, Ираке, США, Германии, Египте и Израиле.
В частности, вечера памяти жертв геноцида черкесов пройдут в Тель-Авиве, в двух черкесских деревнях Израиля, на Голанских высотах и в одном из еврейских киббуцев в Галилее.