ГЕОРГИЙ ГВИМРАДЗЕ: «В ГРУЗИИ СУЩЕСТВУЕТ ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ МЕНЬШИНСТВ»

ГЕОРГИЙ ГВИМРАДЗЕ: «В ГРУЗИИ СУЩЕСТВУЕТ ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ МЕНЬШИНСТВ»
141

Ислам является второй по числу последователей религией на территории современной Грузии. Согласно данным статистики, его исповедуют порядка 10% населения страны – порядка полумиллиона человек. Причем в некоторых регионах, таких как Аджария, Панкисия, Лагодехи, Кварели, Месхети, Квемо и Шида Картли, доля мусульман составляет от 30 до почти 100% местного населения. Этот фактор оказывает сильное влияние как на общественную, так и политическую жизнь Грузии и стал предметом изучения Института стратегический исследований.

Результатом стал составленный при поддержке Friedrich-Ebert-Stiftung (Германия) доклад «Политические аспекты ислама в Грузии». С одним из его авторов — старшим научным сотрудником «Центра стратегических исследовании» Георгием ГВИМРАДЗЕ мы побеседовали о наиболее интересных, на наш взгляд, аспектах доклада.

— Георгий, в докладе отмечается факт низкой гражданской и социальной вовлеченности исповедующих ислам, а также незначительное присутствие их представителей в органах власти на всех уровнях. В чем причина этого — низкая активность самих граждан или негласная установка правящего религиозного большинства?

— Можно сказать, что и то, и другое, но более всего это результат отсутствия внятной политики, ориентированной на интеграцию не только мусульман, а всех остальных представителей разных религиозных конфессии, т.н. религиозных меньшинств. Важно, что до сих пор нет политического концептуального документа, определяющего подходы государства в этом вопросе.

— В Аджарии растет доля жителей-мусульман. Причем не за счет титульных народностей, а за счет переселяющихся в автономию турков. Одновременно происходит усиление влияние турецкого бизнеса на экономику региона. Не приведет ли это в среднесрочной перспективе к печальной ситуации, схожую с насильственным отделением от Сербии региона Косово?

— Мне трудно проводить параллели между ситуациями в Аджарии и Косово. Нельзя этот прецедент употреблять везде. Да, в Аджарии в последние годы повысилось количество приезжих из Турции, но их количество, даже по данным негативно в отношении них настроенных, не превышают трех десяток тысяч человек.

С другой стороны, нельзя их воспринимать как наполнение мусульманской общины. Как показывает практика, большая часть этих людей даже не ходит в мечеть.

Со стороны бизнеса, я не могу сказать, что наличия нескольких десятков турецких ресторанов и магазинов одежды может как-то серьезно повлиять на экономику региона. Серьезных инвестиции в Грузию со стороны Турции пока нет. Самым крупным инвестпроектом можно назвать разве что строительство ГЭС на границе с Турцией.

Однако некоторые эксперты в сфере экономики возлагают надежды, что серьезно Турция может заинтересоваться нашей экономикой после подписания Грузией договора об ассоциации с Евросюзом. Цель — воспользоваться грузинской квотой на рынок Европы, которую на сегодняшний день грузинское производство не в силах полностью освоить. Открытие турецких компаний в этой связи будет способствовать появлению новых рабочих мест в Грузии.

— Сложная проблема и в Панкиссии, где по данным статистики почти нет жителей-христиан, и в Марнеули, где превалируют этнические азербайджанцы. Это так?

— Вы правы, и в одном регионе, и в другом мусульмане являются абсолютным большинством. Но я бы не назвал это особой сложностью — ни для этих регионов, ни для страны в целом, в контексте, конечно, что там не живут христиане.

Не стоит думать, что наличие христиан в том или ином регион характеризуется отсутствием проблем. Даже наоборот, все инциденты, которые мы наблюдали за последние годы по отношению мусульман Грузии, были в тех регионах и селах, где вместе живут и те, и другие.

Таким образом, может на данном этапе даже и хорошо, что там нет представителей другой веры. Конечно же, проблемы в этих регионах есть, и их не может не быть.

Компактное проживание той или иной общины способствует большей закрытости этой общины и создает проблемы интеграции. Закрытость мешает коммуникации с ними и, тем самым, пониманию реально происходящих внутри общины процессов и вырабатыванию нормального, концептуального подхода для вовлечение этих людей во всеобщие гражданские процессы.

— Отсутствие в Грузии возможности получения высшее религиозное образование для мусульман вынуждает желающих его получить уезжать на учебу в Турцию, Саудовскую Аравию, Сирию, Иран и т. д. Не вызывает ли озабоченность грузинского руководства факт того, что по возвращению на Родину такие исламские священнослужители становятся «пятой колонной», проводниками зарубежной политики, далеко не всегда солидарной с политикой официального Тбилиси?

— В первую очередь, не надо их называть «пятой колонной». Определенная часть этих людей остается патриотами. Конечно, есть другая часть священнослужителей, которые попали под влияние политической конъюнктуры того или иного государство, где получили образование.

Но если Грузии удастся создать реальное светское государство, чему сегодня есть проблемы не столько со стороны мусульман, а более со стороны православной церкви, то, поверьте, отдельные ангажированные лица не смогут повлиять на политическую адженду страны.

С другой стороны, мы давали рекомендацию на создание институции, которая сможет предоставить возможность мусульманам Грузии получать высшее религиозное образование, не покидая страну. Но вы же понимаете, одно дело рекомендация, другое — их реализация.

Данный вопрос имеет определенные сложности. Даже если хоть сегодня начать разрабатывать его, наверное, понадобится не менее пяти лет для принятия первых студентов. Также это совсем не значит, что больше никто не будет уезжать.

Вообще не стоит воспринимать отъезд за образованием, как проблему. Надо просто понимать, какую возможность для самореализации мы сможем предоставить им по возвращении на Родину, помогая тем самым деполитизироваться. А это достижимо только реальной секуляризацией страны.

— Авторами доклада отмечается отношения части грузинского общества к согражданам-мусульманам как к потомкам завоевателей, которые контролировали территорию современной Грузии в Средневековье. На Ваш взгляд, кому выгодно наличие подобных настроений в грузинском обществе и как с этим возможно бороться?

— Я не могу назвать конкретных лиц или институции, которым выгодна поддерживать подобные настроения, тем более без доказательств. Не люблю обращаться к теориям заговора.

Стоит отметить, что в грузинском обществе любят взирать на историю и управляться ею в настоящей жизни. Как можно с этим бороться? Наверное, надо переоценивать свое прошлое во многих компонентах. Надо повышать уровень среднего образования. Надо правильно информировать население о тех процессах, которые идут в стране и в окружающем нас мире. И, конечно же, важно обеспечить самореализацию каждого гражданина страны, чтобы у него не было ощущения подавленности. Ведь часто люди пытаются проэкцировать свои проблемы во вне.

— Разрешился ли конфликт интересов между Союзом мусульман Грузии и Управлением мусульман Закавказья, находящемся в Баку? Чье влияние в исламском сообществе Грузии на сегодня сильнее?

— Как Вы знаете, существовала серьезная проблема между шиитской частью Союза мусульман Грузии и Управлением мусульман Закавказья. Насколько я знаю, между ними конфликт не был полностью разрешен, он просто как-то утих. В настоящее время и та, и другая организации продолжают работать.

Касаемо их влияния можно сказать, что ни одна из этих организаций особым авторитетом среди шиитов не пользуется. Даже более того, активная часть шиитской общины Грузии образовала свою альтернативную организацию и пытается таким образом актуализировать свою деятельность. Так что на уровне самоуправления среди шиитской части мусульман проблемы остаются.

Центр грузинских исследований.

АКТУАЛЬНО