США И ИРАН МОГУТ ДОГОВОРИТЬСЯ ПО АФГАНСКОМУ ТРАНЗИТУ

США И ИРАН МОГУТ ДОГОВОРИТЬСЯ ПО АФГАНСКОМУ ТРАНЗИТУ

Эскалация напряженности в российско-американских отношениях в связи с украинским кризисом может не только активизировать усилия Вашингтона по «относительной нормализации» отношений с Ираном, но и поставить на повестке дня вопрос о создании иранского транзитного коридора для вывода войск США и НАТО из Афганистана.

После того, как 16 июля США объявили о дополнительных санкциях в отношении России, представители Государственной Думы ФС РФ предложили приостановить соглашение с США об обратном транзите грузов из Афганистана. В частности, первый заместитель председателя комитета по международным делам российского парламента Леонид КАЛАШНИКОВ заявил, что «с США нужно говорить с позиции силы», и предложил пересмотреть наряду с договором СНВ-3 еще и соглашение, касающееся обратного транзита американских грузов из Афганистана.

Поскольку заявления о необходимости бойкота Северной сети поставок со стороны российских представителей звучали и до выступления КАЛАШНИКОВА, есть все основания полагать, что в Вашингтоне изучают различные варианты развития ситуации в случае, если угрозы из Москвы станут реальностью.

И одной из альтернатив Северной сети поставок, контролируемой российской стороной, вполне может стать создание транзитного коридора через Иран.

Еще несколько месяцев назад возможность ирано-американского сотрудничества в регионе казалась невероятной. Однако украинский кризис, а также военно-политические успехи организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ISIS) в Ираке создали принципиально новые предпосылки для взаимодействия Вашингтона и Тегерана.

Западные политики и эксперты сегодня рассматривают Иран в качестве возможного альтернативного российскому «Газпрому» поставщика энергоресурсов в страны Европейского союза (ЕС), а американские солдаты в Ираке едва ли не плечом к плечу с иранскими спецназовцами сдерживают натиск боевиков ISIS, стремящихся к захвату Багдада.

Хотя на переговорах по «ядерному досье» Ирана реальных прорывов у Вашингтона, Брюсселя и Тегерана нет, похоже, их участники не слишком переживают по этому поводу. Судя по всему, «ядерная» переговорная комната давно уже стала площадкой для поиска американо-иранских компромиссов по совсем неядерным вопросам, а обсуждение перспектив атомного проекта Тегерана — поводом к новым встречам американских и иранских эмиссаров, имеющим, в том числе, и региональную повестку дня.

Учитывая угрозы из Москвы относительно возможности бойкота Северной сети поставок, нельзя исключать, что скоро на американо-иранских встречах будут обсуждаться и условия согласия Тегерана на содействие транзиту американских и натовских войск из Афганистана.

Представляется, что у иранского правительства есть, как минимум, три аргумента в пользу того, чтобы открыть для США и НАТО транзитный коридор через территорию своей страны. Во-первых, Тегеран традиционно выступает против западного военного присутствия в Афганистане и регионе в целом. Максимально быстрый вывод американских и натовских войск с афганской территории объективно отвечает иранским интересам. Поэтому будет вполне логично, если иранские власти станут содействовать сворачиванию военного влияния Америки в регионе, да еще и в определенной мере контролируя этот процесс.

Во-вторых, оказав Соединенным Штатам услугу по организации обратного транзита из Афганистана, Тегеран сможет выдвинуть встречные условия, например, касающиеся режима санкций и преодоления политической изоляции.

Наконец, в-третьих, на организации транзита через свою территорию власти Ирана могут неплохо заработать, а для страны, измотанной международными экономическими санкциями, это имеет серьезное значение.

Следует отметить, что российские представители своими заявлениями об угрозе бойкота Северной сети поставок вносят важный вклад в перспективу ирано-американского сотрудничества в регионе. Вполне возможно, что Вашингтон не станет дожидаться, когда эти угрозы станут реальностью, и попытается наладить транзитный диалог с Тегераном уже в ближайшее время.

Впрочем, даже если российские власти блокируют Северную сеть поставок, а иранское правительство еще «не дозреет» до открытия альтернативного транзитного коридора через территорию своей страны, вряд ли США и НАТО станут испытывать непреодолимые трудности с выводом своих войск из Афганистана.

Судя по масштабной антитеррористической операции «Зарб-и-Азб» в Северном Вазиристане, а также успешной спецоперации в пакистанском Белуджистане, изгнавших тысячи вооруженных исламистов с насиженных мест, Исламабад готов обеспечить безопасность обратного транзита сил США и НАТО из Афганистана через пакистанскую территорию.

Пакистанское правительство рассматривает участие в транзитном проекте не только как источник серьезных доходов, но и как инструмент своей внешней политики. И, судя по всему, Исламабад будет только рад сохранить монополию на оказание Вашингтону и Брюсселю транзитных услуг в регионе.

Другое дело, что Соединенные Штаты, традиционно выступающие за принцип диверсификации в политических и экономических проектах, скорее всего, были бы заинтересованы в появлении, помимо наземного пакистанского и воздушного азербайджанского, еще и комплексного иранского транспортного коридора из Афганистана. Во всяком случае, Вашингтон подает сегодня Тегерану отчетливые сигналы о готовности идти навстречу новому сотрудничеству.

Один из последних таких сигналов — согласие США разморозить почти 3 млрд долларов на зарубежных счетах Ирана. Хотя американское решение на этот счет, опубликованное 19 июля с.г., имеет официальную «антиядерную» привязку, его можно также трактовать и как демонстрацию готовности пересмотреть санкционный режим, изматывавший иранское государство на протяжении нескольких лет.

Дальнейшее ухудшение российско-американских отношений в связи с украинским кризисом и рост державных чувств у российских политиков, наверняка будут содействовать поиску компромисса между Вашингтоном и Тегераном, в том числе, и по проблеме обратного транзита сил США и НАТО из Афганистана.

Андрей СЕРЕНКО, ИА «Афганистан.ру».

АФГАНИСТАН