ВАХХАБИЗМ НА СЛУЖБЕ САУДИТОВ

ВАХХАБИЗМ НА СЛУЖБЕ САУДИТОВ
97

«Арабская весна» внесла огромную путаницу в головах людей, особенно в головах специалистов по Ближнему Востоку и даже ученых-исламоведов. Особенно в том, что касается участия в разжигании арабских цветных «революций» Саудовской Аравии и Катара.

Почему-то эти государства вдруг стали называться суннитскими монархиями, хотя хорошо известно, что в основе их идеологии лежит вовсе не суннитская ветвь ислама, а ваххабизм-салафизм — наиболее консервативное и экстремистское сектантское направление в исламе. И оно никак не может считаться суннизмом. Более того, многие исламские богословы относят ваххабизм к ереси.

Вот уже несколько дней группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ISIS), захватившая часть страны, объявила, что следующей ее целью станет Багдад. В распространенной накануне в сети Интернет видеозаписи один из полевых командиров исламистов, Абу Мохаммед аль-АДНАНИ, угрожает взять Багдад и город Кербелу и разрушить там шиитские святыни. В своем он призывает сторонников «не отдавать ни пяди освобожденной земли».

Лидером ISIS является 43-летний Абу Бакр аль-БАГДАДИ по кличке «Абу Дуа», которого многие называют «новым бен ЛАДЕНОМ». В последние несколько лет его боевики сражались на стороне оппозиционных сил против режима Башара АСАДА в Сирии. Однако после того, как группировка понесла чувствительные потери, в том числе и от бывших союзников, Свободной армии Сирии, аль-БАГДАДИ решил вернуться в Ирак, чтобы построить там «истинно исламское государство».

То, что сейчас происходит в стране, многие на Ближнем Востоке назвали триумфом террора. После ухода американцев стабильность в Ираке так и не наступила. По данным ООН, только за 2013 год в стране было убито 7800 гражданских лиц и более 1000 сотрудников правоохранительных органов.

Однако в январе 2014 года нестабильность переросла в полномасштабное восстание против властей. Началось оно в суннитской провинции Анбар, крупнейшем по площади регионе страны. Сейчас там действуют несколько организаций суннитских боевиков, среди которых Исламская армия Ирака, Исламский Фронт иракского Сопротивления, «Ансар аль-Сунна» («Армия последователей Сунны»), Совет моджахедов Шуры.

Одна из самых опасных группировок — ISIS. А иракская армия, на обучение которой американцы потратили около 20 млрд долларов и для оснащения которой иракские власти в 2010–2013 гг. заключили оружейных контрактов более чем на 12 млрд долларов, оказалась неспособной подавить сопротивление боевиков.

Для Соединенных Штатов Ирак по-прежнему является особо ценным активом, значение которого резко возрастет, если Вашингтону не удастся добиться прогресса на переговорах с Тегераном. Именно поэтому Белый дом сразу же пошел навстречу Нури аль-МАЛИКИ, когда тот попросил о военной помощи. Премьер-министру удалось добиться увеличения поставок американского военного оборудования.

Так, в середине марта 2014 года США передали Ираку стрелковое вооружение и около 100 ракет Hellfire. Кроме того, премьер смог договориться о поставках ударных вертолетов Apache (напомним, что ранее против этой сделки выступала часть конгрессменов). До конца лета Ирак также получит 6 боевых машин и еще 24 — в течение трех лет.

Впрочем, несмотря на крайне серьезное положение, в котором сейчас находится Ирак, его распад маловероятен. Во-первых, потому что против этого выступают три крупнейших внешних игрока — Иран, Турция и США.

Тегеран рассматривает весь Ирак как свою сферу влияния; Анкаре, играющей очень тонкую курдскую партию и фактически идущей по лезвию бритвы, крайне невыгодно создание независимого Курдистана, а Вашингтону нужно сильное централизованное иракское государство для реализации в нем своих экономических интересов а также для воссоздания из Ирака антииранского санитарного кордона в том случае, если американо-иранские переговоры окончатся неудачей.

Видимо дестабилизация Ирака прежде всего выгодно Саудовской Аравии. Ее заинтересованность в дестабилизации ситуации в Ираке выражается также в стремлении сдержать развитие иракского нефтяного сектора. По данным ОПЕК, ежедневная добыча нефти в Ираке в феврале 2014 году выросла на 400 тысяч баррелей и достигла 3,4 млн баррелей в сутки — самый высокий показатель за последние десятилетия. Из них на экспорт уходило порядка 2,8 млн баррелей в день.

Если стране удастся сохранить показатели среднегодового экспорта на уровне 2,9 млн баррелей в день, то они заработают примерно 100 млрд долл. (в 2013 г. Багдад получил около 89 млрд долл. при среднегодовом экспорте 2,4 млрд баррелей в день).

Сами иракские власти планируют до конца 2014 года выйти на добычу в 4,5 млн баррелей в сутки, а в 2020 году добывать уже 9 млн баррелей в сутки. Причем иракцы не скрывают, что часть поставок в Европу пойдет не через Басру, а через новые, более безопасные маршруты (в частности, сирийский).

Рост иракской нефтедобычи не устраивает Эр-Рияд, который прилагает серьезные усилия к сохранению цены на нефть выше 100 долларов за баррель. Королевство не может позволить себе сокращение расходов в ожидании внешней и внутренней нестабильности. Однако повлиять на Багдад и Тегеран (Иран тоже намерен увеличивать объем поставок и хочет координировать свою нефтяную политику с Ираком) через инструменты ОПЕК Саудовская Аравия не может — обе страны были исключены из системы квотирования этой организации.

И поскольку значительная часть их квот досталась именно Эр-Рияду, в случае возврата Ирана и Ирака в систему квотирования Саудовской Аравии придется сокращать объемы добычи.

Именно ваххабиты, являются инструментом в руках Саудовской Аравии для дестабилизации обстановки в той или иной стране. Ряд экстремистских организаций и групп, в первую очередь, Аль-Каида, действуют под исламскими лозунгами. Влияние руководителей и вдохновителей экстремистов во многом определяется тем, что они выдают себя за последователей истинного ислама и борцов за воплощение его идеалов в жизнь.

Ваххабизм, зародившийся среди арабских племен на Аравийском полуострове, стал своеобразной идеологией протеста — номинально против среды с развращенными нравами, фактически же против иноземного владычества.
Мухаммед ибн аль-ВАХХАБ, начавший свои проповеди примерно в 1730-1735 годах, говорил, что Пророк Мухаммед был арабом и поэтому халиф, правящий в Аравии, должен быть только арабом. А поскольку турки не являются арабами, то никто из них не может быть халифом.

Логическим завершением этих воззваний стало заключение политического и религиозного союза между аль-ВАХХАБОМ и вождем племени анайза (район Центрального Неджда) из рода Саудидов. Целью объединения было приведение под руку последних разрозненных арабских племен, населявших Аравийский полуостров, и — как неминуемое следствие при создании нового государства — борьба за независимость с Блистательной Портой.

Справедливости ради скажем, что первоначально ваххабизм как ортодоксальный ислам не имел никакого отношения к фундаментализму. В гремучую смесь он превратился лишь во второй половине XX века, после поражения Египта, Сирии, Иордании и Ирака в арабо-израильской войне 1967 года.

Именно тогда произошло сближение ваххабизма и исламизма, фактически поставившее знак равенства между ними. Ну, а после фундаменталистская доктрина в новых одеждах начало свое хождение по свету, оставляя всюду кровавые следы.

По сути, дела ваххабиты критикуют мусульман из-за разногласий во второстепенных вопросах, не имеющих никакого отношения к основам ислама. Только из-за расхождений во второстепенных вопросах они объявляют мусульман неверными.

Слово «ислам» в переводе с арабского означает «предание себя Богу» и имеет тот же корень, что и слово «мир». Аллах ниспослал вероучение ислама, чтобы явить людям свою беспредельную милость, даровав им, через соблюдение его повеления, жизнь, исполненную покоя и благоденствия.

Айаты Корана призывают людей следовать нравственным заповедям ислама, как модели вероучения, которое принесет в мир людей милосердие, сострадание, спокойствие и взаимопониманию.

Разжигание религиозной вражды и нетерпимости выгодно в первую очередь врагам ислама. Настоящий мусульманин не способен творить зло. Большего вреда исламу своими деструктивными действиями они принести не могут, поскольку всеми силами пытаются дискредитировать эту веру, нанося удар по ее основам, создавая у общественности ошибочное, ложное мнение, давая повод к исламофобии.

Экстремизм несовместим не только с исламом, но и с любой другой верой, которая всегда базируется на любви и добре.
Должен отметить, что в исламе даже в военное время категорически запрещено убивать женщин, стариков, детей. А что же творят террористы, убивая в мирное время невинных жителей иракских городов? Если это месть, то почему страдают невиновные люди?

Ваххабиты подвергают притеснениям женщин: им не разрешают работать (кроме как в женской среде), управлять автомобилем, выходить из дома без сопровождения члена семьи мужского пола. Салафиты избивают женщин за малейшую провинность, заставляют их закрывать лицо черными покрывалами, не разрешают им участвовать в государственных делах и т.д.

У ваххабитов практикуется принуждение в вере. В Саудовской Аравии существует мутавваа, своего рода ваххабитская «полиция нравов», которые ходят с палками и бьют тех, кто не молится, не соблюдает другие обряды, «неправильно» одет и т.д. Терроризм многолик, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией ислам.

Заур РАСУЛЗАДЕ, специально для PolitRUS.com.

АКТУАЛЬНО