США ВЗЯЛИСЬ ЗА КАРАБАХ

США ВЗЯЛИСЬ ЗА КАРАБАХ
91

Если администрации Барака ОБАМЫ мало проблем в Украине, Сирии, вокруг иранской ядерной программы, а теперь еще и в Cекторе Газа, к головной боли Белого Дома прибавляется еще одна — Нагорный Карабах. В британском Ньюпорте, на полях саммита НАТО, прошла трехсторонняя встреча Президента Азербайджана Ильхама АЛИЕВА, его армянского коллеги Сержа САРГСЯНА и госсекретаря США Джона КЕРРИ, на которой обсуждались перспективы урегулирования обострившегося в последнее время нагорно-карабахского конфликта.

«Стороны представили подходы своих стран в переговорном процессе. Госсекретарь КЕРРИ указал на отсутствие альтернативы мирному решению проблемы и призвал стороны найти механизмы по снижению уровня напряжения конфликта и укреплению мер доверия», — сообщает пресс-служба Президента Армении.

Американский дипломат выразил готовность «по возможности содействовать в поиске путей мирного урегулирования конфликта» и напомнил о важности «политической воли сторон» в этом процессе», передает «Интерфакс».

Как видно, США на правах неофициального хозяина саммита НАТО в Великобритании не прочь перехватить инициативу в деле карабахского урегулирования. Ах, сколько раз Вашингтон уже выступал инициатором подобных встреч! Но, к сожалению, ни одна из них не принесла результата.

Да и сейчас никаких предпосылок к прорыву на переговорах по Карабаху что-то не заметно. Белый дом больше имитирует заботу об урегулировании, чем делает для этого что-то конкретное, словно действуя по русской пословице: главное — прокукарекать, а там хоть не рассветай!

Каждому ясно: прежде чем выступать с инициативой, необходимо создать условия для такой встречи, а, главное, представлять, что могут обсуждать стороны. Встреч ради встречи быть не должно.

Но, к сожалению, staus quo в вопросе Нагорного Карабаха  устраивает всех, кроме Азербайджана. Запад не хочет занимать ни армянскую, ни азербайджанскую сторону. Той же позиции придерживается и Россия.

Нагорно-карабахский конфликт очень сложный в сравнении с другими замороженными конфликтами на постсоветском пространстве. Отношение Запада к нему заметно отличается от его отношения к конфликту Приднестровья и Молдавии или Абхазии, Южной Осетии и Грузии.

Однако Запад, как и Россия, не знает, как решить этот конфликт, не ущемляя интересов ни одной из сторон. Поэтому можно видеть, как страны-участницы Минской группы ОБСЕ в угоду своим текущим геополитическим интересам, играют то на стороне Азербайджана, то на другой Армении.

Тем более, что Армения исторически располагает очень сильным лобби на Западе — прежде всего, в политических и бизнес-кругах Франции и США, потому каждый новый президент в этих государствах вынужден с ним считаться.

У России сложная ситуация, поскольку ради сохранения своего влияния в регионе, она не хочет портить отношения ни с Арменией, ни с Азербайджаном. Соединенные Штаты, конечно, противодействует всем попыткам России укрепиться на постсоветском пространстве, а Москва, в свою очередь, через такие конфликты, как нагорно-карабахский, пытается отодвинуть Вашингтон на второй план.

Несмотря на это, некая динамика в вопросе все же ощущается. Евросоюз и США делают все для того, чтобы укрепить свои позиции на Южном Кавказе. Препятствием для получения полного контроля над регионом является, прежде всего, закрытая граница между Турцией и Арменией и отсутствие между ними дипломатических отношений. Для решения этой проблемы Брюссель и Вашингтон усилии свое давление на Анкару, подталкивая ее к развитию отношений с Ереваном.

В интересах же Азербайджана воссоединить свою территориальную целостность и потому он нервно реагирует на недопонимание проблемы Нагорного Карабаха в международном сообществе. В этой связи заявления Баку о возможности начала войны можно расценивать как попытку надавить на международное сообщество, на членов Минской группы ОБСЕ.

Для Азербайджана никакое урегулирование конфликта не будет считаться ни справедливым, ни прочным, пока ему не будут возвращены все территории Карабаха. Именно это Баку считает приоритетом в работе Минской группы ОБСЕ, вне зависимости от того, кто играет в ней «первую скрипку» — Россия или США.

АЗЕРБАЙДЖАН