ОППОЗИЦИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ: БЕЗ ПОДДЕРЖКИ НАРОДА. БЕЗ ФИНАНСОВ ЗАПАДА

ОППОЗИЦИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ: БЕЗ ПОДДЕРЖКИ НАРОДА. БЕЗ ФИНАНСОВ ЗАПАДА
98

Ярмарка тщеславия — так называют политический строй, где главный стимул  деятельности карьеризм, а основная цель — деньги. И именно верной этому строю оказалась нынешняя азербайджанская оппозиция, до сих пор ведущая торг то с властью, то с Западом. И, видимо, ряду наших «оппозиционеров» совершенно безразлично чем торговать — картошкой, собственной совестью или принципами.

На протяжении более 20 лет эта оппозиция только и делает, что торгуется. Поэтому  основная часть общества, поняв бесперспективность этой оппозиции, в конец отвернулась от нее. И вчерашний митинг на стадионе «Мехсул» в Баку с требованием освобождения политзаключенных наглядно это показал.

Митинг организовал оппозиционный Национальный совет демократических сил (НСДС). На акцию, по информации организаторов, собралось около трех тысяч человек, а по сообщению МВД — не более 900 человек.

Демонстранты держали  в руках портреты находящихся в тюремном заключении правозащитников, журналистов, блогеров, религиозных  активистов, а также флаги Евросоюза и Азербайджана. Также несколько человек предприняли попытку поднять флаг «Исламского государства Ирака и Леванта» (ISIS), но сами митингующие  их задержали и сдали полиции.

Под занавес мероприятия сын арестованного правозащитника Интигама АЛИЕВА зачитал резолюцию митинга. В ней сказано, что после третьего президентского срока Ильхама АЛИЕВА в стране многократно выросло число политзаключенных, принимаются меры по полному блокированию свободы слова, собраний и объединений, законодательно ограничивается деятельность НПО, а их лидеры преследуются.

Участники митинга потребовали от властей прекратить эта пагубную, антинародную политику, освободить политзаключенных, обеспечить фундаментальные свободы, пойти на интеграцию с Европейскими структурами и подписать соглашение об Ассоциации с Евросоюзом.

Данная акция еще раз подтвердила факт отсутствия в стране всенародного протеста. Если местные оппозиционеры оправдывали свои малочисленные митинги тем, что власти не предоставляют должного места и преследуют активистов, то сейчас оправдываться нечем. В центре  Баку собрались  всего лишь 900 человек. А где же толпы униженных и оскорбленных?  Где же евроинтеграторы? Их  нет, как и нет в целом всенародного протеста в Азербайджане.

Создается впечатление, что оппозиция живет в каком-то абстрактном, ей самой придуманном мире иллюзий и миража, позабыв о том, что вообще-то в этой стране живет еще и целое население под названием азербайджанский народ.

То есть оппозиционеры, по сути, оказались в идиотском положении, когда им приходится самим себе рассказывать, самих себя слушать, самим себе поддакивать, самим себе аплодировать и самим себе же возражать.

Не обладая общественной поддержкой и не имея финансовых ресурсов, оппозиция в итоге потеряла и внешнеполитический ресурс. Долгое время именно поддержка Запада — в первую очередь США — позволяла оппозиционерам держаться на плаву. Теперь очевидно, что больше этой поддержки нет.

Резко сократился и другой источник финансирования оппозиционных партий — спонсорство бизнес-структур. Осознав бесперспективность политической борьбы, большинство бизнесменов прекратили «порочащие их связи».

Таким образом, лишившись источников финансирования, большинство партий свернули свою политическую деятельность до размеров, слабо отличающихся от летального состояния. Проще говоря, от небытия.

Но вместе с тем, какая бы оппозиция не была убогой, трудно верится, что она связалась с исламскими боевиками из ISIS. Либеральная азербайджанская позиция не будет связываться с исламистами по одной единственной причине — она прекрасно осознает, что потеряет последнюю поддержку Запада.

Таким образом, говоря об азербайджанской оппозиции, мы можем сказать, что перед нами  скорее, политический труп, чем отступающая для перегруппировки сил армия, еще исторически недавно безоглядно бросавшая толпы отчаявшегося народа на приступ государственных твердынь.

Есть старая, жестокая истина, согласно которой, если личность по какой-либо причине, даже случайной, не состоялась в качестве исторической, значит, в том не было необходимости.

Смерть оппозиции наступила вовсе не вследствие коварства власть предержащих, а исключительно из-за ее алчности. Так обнажилась идеологическая нищета оппозиции, ее политическая закрытость, неспособность к тактической гибкости, обновлению программных задач и целей.

АЗЕРБАЙДЖАН