КАСТИНГ КАНДИДАТОВ В ГОСДУМУ-2016

КАСТИНГ КАНДИДАТОВ В ГОСДУМУ-2016
162

Для обновления Государственной Думы ФС РФ в новом созыве власти собираются найти кандидатов, способных одержать победу в схватке по одномандатным округам. Как будет выглядеть новый состав нижней палаты российского парламента? Будет ли это принципиально отличная от нынешней модели госструктура или же всего лишь новая модификация «принтера»? Ждать ли смены лиц в депутатском корпусе, и есть ли запрос на привлечение в законодательную власть пассионариев?

Выборы 2016 года пройдут по новой схеме, и проскочить по партийным спискам, как раньше, удастся не всем. Половине придется избираться по одномандатным округам, а значит — вести полноценные избирательные кампании.

Одним из первых к кастингу кандидатов приступил близкий к Вячеславу ВОЛОДИНУ «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) Дмитрия БАДОВСКОГО. Там намерены сформировать своеобразный кадровый резерв из нескольких сотен претендентов.

Еще один вопрос состоит в том, какими эти выборы видит власть? Будет ли вновь сделана ставка на «Единую Россию» и «Народный Фронт», введут ли в игру малые непарламентские партии? Кто будет биться за места в одномандатных округах — местные элиты, бизнесмены или ставленники Москвы?

ЕВГЕНИЙ КАЛИНИН_135Главный редактор газеты «Московский Комсомолец в Волгограде», политический эксперт Евгений КАЛИНИН:

— Очевидно, что Кремль сделает необходимые выводы из событий 2011-2012 гг. В этот раз отбор кандидатов в депутаты ГосДумы уже на старте будет особенно тщательным и более дифференцированным. Маркер «свой-чужой» будет учитывать не политические пристрастия, а степень лояльности к политике Владимира ПУТИНА. Неслучайно в прокремлевский «Рейтинг-2016» ИСЭПИ включил неприлично много оппозиционных политиков.

«Список БАДОВСКОГО» — еще одно подтверждение наметившегося в последнее время политического тренда: неважно, в какой ты партии, важно, чтобы ты играл по правилам Кремля. Победы в регионах РОЙЗМАНА, БЕЛЫХ, ПОТОМСКОГО — это «посттравматические» рефлексии после «революции креаклов». А в будущем составе депутатов ГосДумы таких «рецидивов» будет значительно больше — вторую Болотную нынешняя власть не переживет.

«Контрольный пакет» в ГосДуме партия власти, безусловно, оставит за собой, а вот лояльных «миноритариев» с альтернативной партийной символикой или без нее, уверен, в будущей ГосДуме станет гораздо больше. Поэтому работа по определению уровня договороспособности кандидатов станет основным сосредоточением усилий кремлевской администрации.

«Политическим старожилам» предстоящие выборы не сулят ничего хорошего. «Справедливой России» и ЛДПР надо готовиться к худшему. В очередной раз тащить их на буксире на Охотный ряд Кремль, видимо, не собирается — теперь каждый сам за себя.

АНДРЕЙ МИРОНОВ_135Президент Фонда изучения электоральной политики (ФИЭП) Андрей МИРОНОВ:

— Сейчас наблюдается явная активность, которая связана с подготовкой к выборам в ГосДуму 2016 года. Это связано с различными факторами общественной жизни, как чисто российскими, так и мировыми. Среди них: нестабильность мировой экономики, политическое противостояние, как следствие — падение курса рубля и многое другое. В этой сложной ситуации власть стремится обеспечить себе стабильную управляемость, и ГосДума является таким инструментом.

В связи с утверждением новой системы выборов парламента, я имею в виду смешанную систему, по которой 50% депутатов избираются по спискам, а еще 50% — одномандатники, власти необходимо провести тщательный отбор кандидатов. Особенно по одномандатным округам.

Мы видим, что работа в этом направлении уже началась — инициатива института г-на БАДОВСКОГО, который непосредственно работает на Администрацию Президента РФ, лишнее тому подтверждение. Задача партии власти — получить 75% голосов в ГосДуме VIIсозыва. Самостоятельно эту задачу «Единой России» выполнить не удастся, поэтому будет задействован ОНФ («Общероссийский народный фронт», — ред.), перед которым как раз и будет поставлена задача обеспечить победу одномандатников.

Выборы в одномандатных округах всегда отличаются острой конкурентной борьбой, поэтому отбор кандидатов крайне важен. Во-первых, кандидат в депутаты должен иметь положительный рейтинг. Этим вопросом будут заниматься государственные СМИ. Во-вторых, претендент должен обладать определенным финансовым и административным ресурсом. Не исключено, что и малые партии также будут привлечены к этому процессу как игроки-спойлеры.

Иными словами, избирательная кампания по выборам в ГосДуму нового созыва уже началась, и она обещает быть очень интересной.

ВИТАЛИЙ АРЬКОВ_135Основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS, Виталий АРЬКОВ:

— Объективен тренд на обновление нижней и верхней палат российского парламента. Понятное дело, что, в силу традиции, максимально широко в нем должны быть представлены все группы — от олигархов до чабанов. Но все-таки хочется видеть ГосДуму парламентом европейского образца, с рабочими комитетами и мыслящими депутатами, а не реинкарнацией Верховного Совета СССР.

Если Владимир ПУТИН, а именно он решает этот вопрос, выберет первый вариант, то мы должны увидеть в ГосДуме образца 2016 года гораздо больше, нежели сейчас, представителей реального сектора экономики и ученых-практиков, прежде всего экономистов.

Да и другие сферы должны быть представлены специалистами, глубоко знающими процессы, а не демагогами-выскочками. Возвращение к смешанной системе выборов как раз и дает возможность появиться в Думе таким людям. Если на то будет воля президента.

Но что-то мне подсказывает, что мы вновь увидим законодательный «принтер» и сборище кнопконажимателей с различным уровнем доверия со стороны избирателей.

Скорее всего, лица будут частично обновлены — откажут в продлении думского «абонемента» наиболее одиозным или погрязшим в коррупционных скандалах. Больше будет участников ОНФ, призванных олицетворять собой обновление представительной власти и близость к народу.

Больше станет и тех, кто пользуется уважением в своей профессиональной среде или в обществе в целом — своей репутацией они призваны будут подправить реноме власти. Однако легкий «фейслифтинг» не скажется на функционале, который останется прежним.

Что касаемо партий, то все ныне присутствующие в ГосДуме, на мой взгляд, останутся в ней и после 2016 года, но системная оппозиция — с куда меньшей долей. Им придется потесниться ради вхождения в Думу еще одной, максимум двух новых партий — также квазиоппозиционных, но с ярко выраженной патриотической риторикой.

Наихудшая ситуация будет, вероятно, у «Справедливой России», которой очень повезет, если она получит хотя бы с десяток мандатов — как такового ее электората более не существует. Она пока что останется парламентской, но только из уважения к былым «заслугам» Сергея МИРОНОВА лично перед национальным лидером.

Если тренд в социально-экономической сфере сохранится, то Кремлю придется делать ставку на одномандатников из числа региональных «ломов» (лидеров общественного мнения — ред.), формально не связанных с «Единой Россией», с провалом политики которой население все более станет связывать резкое снижение уровня жизни и обострение других сопутствующих проблем.

ДЕНИС ШИЛЬНИКОВ_135Начальник управления политики Центра социальных технологий Денис ШИЛЬНИКОВ:

— На мой взгляд, нынешняя политическая конструкция в целом справляется со всеми задачами, которые перед ней ставятся. Никакой необходимости вводить новые политические переменные сейчас нет, и вряд ли она появится.

Возможно, из-за ухудшения экономического положения и роста протестных настроений смогут улучшить свои показатели КПРФ, ЛДПР и даже «Справедливая Россия». Других убедительных претендентов на прохождение партийного барьера в 5% региональные выборы пока не выявили.

Декларируемое сегодня «расширение политической конкуренции» будет обеспечено одномандатниками от ОНФ и кандидатами от непарламентских партий, которые в минимальных терапевтических дозах (от 20 до 30 человек) будут допущены в состав ГосДумы.

В нынешнем составе ГосДумы, в отличие от предыдущего, довольно много политиков, активно работающих на повышение собственной, а не партийной известности, зачастую при помощи самых экзотических законодательных инициатив. Большинство из них, скорее всего, видят себя в качестве кандидатов в одномандатных округах, где мог бы быть использован накопленный политический капитал.

В определенной, хотя и специфической, пассионарности им не откажешь, они успешно справляются с функцией создания информационного шума, и увеличение количества подобных пассионариев ГосДуму едва ли ждет.

Хотя не исключено, что в новый состав парламента попадут наиболее раскрученные региональные депутаты, например, Виталий МИЛОНОВ, и несколько новых лиц из категории «артисты-хоккеисты».

Что касается «массовки», то новые лица там, несомненно, появятся, что обусловлено необходимостью ротации региональных элит.

Как показали выборы в МосгорДуму, при отсутствии реальной конкуренции и сильном административном ресурсе платежеспособность едва ли является главным критерием при отборе провластных кандидатов.

Подтвердила свою эффективность и «двойная игра» — на «Единую Россию» и ОНФ, непартийных кандидатов в регионах, где позиции «единоросов» и ее кандидатов слабы, а также использование малых партий, число которых значительно сократится к началу избирательной кампании 2016 года, в качестве спойлеров КПРФ, особенно в одномандатных округах.

Уцелевшие малые партии либерального крыла и их лидеры, как показывает многолетний опыт, снова не смогут договориться о едином и согласованном списке кандидатов. В ситуации минимального запроса на либеральную идею и отсутствия ресурсов они будут энергично и агрессивно бороться за третьи-четвертые места в одномандатных округах, украшая собой телевизионные ток-шоу.

ПАВЕЛ ГОЛОД_превьюЭксперт политического агентства «Теегин Гард» Павел ГОЛОД:

— Существенной особенностью выборов в ГосДуму 2016 года станет их проведение по смешанной системе: 225 депутатов пойдут по партийным спискам, остальные по одномандатным округам. Фактически, речь идет о возвращении к смешанной системе выборов в нижнюю палату парламента, которая действовала вплоть до 2007 года. Таким образом, в очередной раз новое оказывается забытым старым.

Что касается будущего состава ГосДумы, то здесь обсуждаются разные сценарии и мнения. Многие эксперты предрекают новой Думе сокращение количества партий до трех. Вытянувшей «короткую соломинку» является партия «Справедливая Россия», которая на прошедших региональных выборах показала себя довольно слабо.

Однако не стоит забывать про одномандатников. Дело в том, что в губернаторских выборах, которые прошли в части регионов этой осенью, участвовали и представители так называемых оппозиционных парламентских партий (той же «Справедливой России»), которые по итогам голосования заняли вторые места. Это обстоятельство дает право предполагать победу «серебряных призеров» губернаторских выборов 2014 года в выборах в ГосДуму по одномандатным округам.

Скажется на персональном составе будущей ГосДумы и некоторое электоральное ослабление российских коммунистов. «Последняя волна объединения населения вокруг президента» мешает КПРФ в той же мере, как раньше, гнуть свою излюбленную линию критики действующей власти.

По поводу перспектив непарламентских партий можно сказать одно — их результат в регионах на выборах 14 сентября 2014 года не впечатлил. И это вряд ли позволит им преодолеть 5-процентный барьер в 2016 году.

Как показали недавние региональные выборы, серьезного запроса на ротацию депутатского корпуса пока нет. Избиратели ругают депутатов, однако многие также, по привычке или из-за боязни перемен, снова голосуют за «Единую Россию».

Конечно, выборы в ГосДуму и в региональные парламенты далеко не идентичны, однако, если мотивации избирателей 2014 года сохранятся и в Единый день голосования в 2015 году, то их уже можно будет считать вполне сформировавшимся трендом, который будет работать и в ходе выборов в федеральный парламент.

В избирательной кампании 2016 года, скорее всего, будут более ярко представлены влиятельные общественные объединения. В последнее время многие представители Общественной палаты и ОНФ стали все чаще приходить во власть. Возросла также роль общественников в выработке конкретных предложений по социальной политике и в контроле деятельности исполнительной власти. И с этим нельзя не считаться.

Переход на смешанную систему был осуществлен Кремлем после того, как достиг электорального дна рейтинг партии «Единая Россия» на парламентских выборах 2011 года. Кремлю понадобились «сильные» одномандатники, которые могли побеждать на определенной территории без публичной привязки к той или иной партии.

Сейчас, по сравнению с 2011 годом, ситуация для единороссов и Кремля изменилась, однако выборы в ГосДуму по смешанной системе пока остаются. Хотя нельзя исключать, что после 2016 года федеральная власть опять попытается вернуться к нынешней, исключительно партийной модели формирования федерального парламента.

АЛЕКСАНДР СТРИЗОЕ_iconaЗаведующий кафедрой социологии Волгоградского госуниверситета (ВолГУ), профессор Александр СТРИЗОЕ:

— Учитывая неуклонно развивающуюся тенденцию к нарастанию экономических трудностей и, как следствие, росту социальной напряженности, способной приобретать стихийные и во многом непредсказуемые протестные проявления, ставящие вопрос об эффективности и адекватности федеральной власти и ее решений, в обществе есть запрос на серьезное (можно даже сказать, кардинальное) обновление парламентских структур. Это касается и ГосДумы, и Совета Федерации. Если этот запрос не проявлен, то это не значит, что его нет.

Пока он не проявлен, лучше бы московской власти перехватить инициативу и возглавить процесс. Как максимум, речь должна идти о расширении парламентского контроля за деятельностью правительства, а также за расходованием бюджета. Как минимум, необходимо обновление думского ландшафта за счет расширения партийно-фракционного многообразия.

Если не удастся превратить в парламентскую партию хотя бы одну из несистемных оппозиционных сил, то можно было бы создать самостоятельную от «Единой России» фракцию ОНФ с новыми лицами. Лица эти нетрудно найти на региональном уровне, среди активистов неполитических, а потому достаточно лояльных власти, но не сервильных, общественных организаций (родителей, потребителей, профессиональных корпораций и т.д.).

«Креативному классу» обеих столиц можно и нужно противопоставить представителей слоев, связанных с передовыми технологиями, из провинции. Столичным «креативщикам» тоже можно было бы дать шанс представительства в ОНФ.

Можно было бы возродить существовавшую в имперский период практику представительства в ГосДуме ведущих университетов: мы что, зря наплодили больше дюжины федеральных и национальных исследовательских университетов? Надо дать научной богеме почувствовать свою значимость.

Можно, с учетом актуальности проблемы международных санкций, создать в рамках ОНФ или РСПП движение, объединяющее предпринимателей, ученых, инженеров, банкиров, имеющих отношение к внедрению новых промышленных и сельскохозяйственных технологий (что-нибудь типа «России новых технологий», «Технологической России», «Креативного ответа России» и т.д.).

Поскольку, как известно, играть лучше сразу на нескольких досках, то параллельно можно было бы заняться подбором одномандатников. Они и фракции ОНФ могли бы быть использованы в тех регионах, где «Единая Россия» «проседает», или где есть сильные и неуправляемые конкуренты.

Для ГосДумы нового созыва можно было бы предусмотреть ряд мер по нефракционному контролю за эффективностью работы депутатов. Это могут быть либо возможность проведения региональных референдумов о доверии депутатам по истечении половины срока полномочий, либо проведение ежегодного опроса ВЦИОМ о доверии депутатам по регионам и партиям (фракциям), с обязательным опубликованием итогов и заслушиванием доклада в ГосДуме.

Граждане, в том числе их креативно-оппозиционная часть, должны получить возможность публично выражать свое отношение к работе парламента. Ежегодный ритуал подобного рода, проводимый, например, осенью, в момент традиционных политических обострений, может сыграть роль психотерапевтического средства.

ИВАН ФЕДОРОВ_135Политтехнолог Иван ФЕДОРОВ:

— Новая ГосДума будет «принтером» улучшенной модификации. Улучшение произойдет ни в коем случае не за счет одномандатников, а за счет появления новых парламентских фракций.

Уверен, что в новом парламенте будет представлена партия «Родина». Возможно также, что пропустят кого-то из системных либералов: например, «Яблоко» или «Гражданскую Платформу».

В любом случае, в период кризиса необходимо будет «выпускать пар». И именно парламентские выборы будут служить этой цели.

Что касается одномандатников, то мы увидим конкуренцию региональных «денежных мешков». Ярких политических фигур среди победивших кандидатов будут единицы. Основная масса — бизнесмены, согласованные региональными администрациями.

Мы получим в новой ГосДуме большой пласт депутатов — представителей так называемых «региональных элит». Зачастую это будут представители легализованного криминала, коррумпировавшего региональные власти. Как правило, это руководители региональных строительных или дорожных компаний.

Федеральный центр будет заниматься согласованием кандидатов-одномандатников. И побеждать будут, как правило, согласованные. Однако предвижу и интересные кампании в регионах, где будут и исключения.

Источник: WeekJournal.

АКТУАЛЬНО