Себестоимость российской нефти в Арктике — от 70 долларов за баррель, при том, что террористы из «Исламского халифата» (ISIS) продают нефть через теневых трейдеров по 20–40 долларов. Об этом, а также о перспективах мировой энергетики, отношениях Америки с Россией рассказал Ариэль КОЭН — директор Центра энергетики, природных ресурсов и геополитики (CENRG) Института анализа глобальной безопасности (США):
— Природный газ дешев, поэтому последнее время мы видим перевод транспорта (поездов, судов, автомобилей) на газ. Китай является крупнейшим в мире потребителем природного газа.
Следующая тенденция — распространение подзаряжаемых гибридных автомобилей (например, Toyota Prius) и электромобилей. Какой самый популярный и продвинутый электромобиль в США? Правильно, Tesla. У меня даже есть домашняя крыса по кличке Тесла.
Ожидается, что к 2020 году газовая отрасль вырастет на 30%, но отрасль сжиженного природного газа (СПГ) — на 40%. Я считаю перспективным решением строить плавучие платформы по производству сжиженного природного газа (Floating LNG). Это удобнее, так как платформу можно перемещать туда, куда надо, и в конечном счете это дешевле.
Следует обратить внимание на то, кто является ведущими поставщиками на огромный рынок Китая. Ведущий поставщик трубопроводного природного газа в КНР — Туркменистан. Его доля на китайском рынке — 88,2%.
Ведущий поставщик СПГ — Катар. Его доля — 34%, а Россия поставляет только 3% всего импортируемого в Китай сжиженного природного газа. Американский сжиженный сланцевый газ не является конкурентом для российского газа на рынках Европейского союза — он слишком дорогой. Хотя, может, я ошибаюсь…
Теоретически можно наладить поставки СПГ из недавно открытых израильских месторождений в Средиземном море по маршруту Израиль-Кипр-Турция, но дело осложняется трениями между, с одной стороны, Израилем и Турцией, а с другой — греками-киприотами и Турцией, которая занимают северную часть Кипра.
Россия же отстает в развитии производства СПГ и все еще ориентируется на старомодные трубопроводы в Европу, делая ставку на проекты Nord Stream в Германию и SouthStream в Южную Европу.
Потенциально себестоимость российской нефти, которую, возможно, будут добывать в Арктике, — от 70 долларов за баррель. Если из-за всемирного потепления льды отступят, то дешевле. Но в этом деле прогнозировать вообще очень опасно, потому что у каждого месторождения свои особенности — иная геология и экономика.
Например, кто бы мог прогнозировать пять лет назад, что возникнет куча американских маленьких компаний, которые будут бурить сланцевый газ по себестоимости 40 долларов за баррель (если пересчитать его в нефть — по калориям).
Террористы из ISIS продают нефть по 20–40 долларов за баррель. Даже с такой скидкой она обеспечивает террористам огромные доходы. К счастью, большая часть иракской нефти лежит вне их досягаемости.
Сократит ли Саудовская Аравия после ближайшего заседания ОПЕК добычу нефти? История показывает, что саудиты любят наращивать свою долю на рынке нефти, когда у других поставщиков проблемы, но обратно они эту долю уже не отдают. Например, за счет Ирана и Ирака.
Механизм следующий: несмотря на давление международного сообщества, Иран продолжает разрабатывать ядерное оружие, из-за чего долгое время находится под санкциями, поэтому не может продавать много нефти. После того как на Иран наложили санкции и он сократил экспорт, Саудовская Аравия нарастила экспорт.
Ирак тоже не может поставлять много нефти, потому что постоянно ведет войны. Сначала с Ираном, потом с Кувейтом, потом с США, а теперь на его территории действует ISIS. Представьте, что вы топ-менеджер BP или Exxon. Вы дадите миллионы долларов на инвестиции в Иран или Ирак, где настолько велики риски?
Да, нам не нравится, что в Саудовской Аравии отрубают руки-ноги, а женщинам нельзя водить автомобили, но политическая стабильность там достаточна для добычи нефти.
Санкции c России снимать просто так, без переговорного процесса, никто не будет. Последние несколько дней регулярно выступаю здесь на телевидении и не услышал от российских партнеров ни разу никакого желания пытаться договариваться.
Вместо этого они постоянно выкатывают «предъявы». Говорят о том, что США хотят устроить в России цветную революцию. Например, Сергей КУРГИНЯН, которого я сто лет знаю.
Я его спросил: слушай, в Бразилии и Венесуэле, где тоже есть нефть, Америка сделала цветные революции? Может, признаем, что цветные революции произошли в основном потому, что у людей действительно накопилось недовольство?
Например, в Египте перед революцией страной правило уже третье поколение коррумпированных офицеров, было много молодых и голодных, а миллион каирцев жили буквально на кладбищах. Чтобы проникнуться атмосферой Ближнего Востока, которая приводит к революциям, рекомендую посмотреть сериал «Тиран» от создателей «Родины».
С другой стороны, американцы тоже не идиоты, они не хотят, чтобы цены на нефть улетели к отметке в 150 долларов за баррель, ведь Россия производит 10% общемирового энергетического продукта.
Самое страшное, что мы можем сделать, — это игнорировать уроки истории. Я о говорю о расхожей теории, согласно которой саудовцы сговорились с США и увеличили производство нефти настолько, чтобы она подешевела и похоронила Советский Союз.
На мой взгляд, намеренное понижение цен более или менее имело место быть. Но с другой стороны, у СССР была такая экономика, что его легко было похоронить обрушением нефтяных цен.
Но сейчас ситуация другая. Есть разногласия между Америкой и Россией, но в США никто не рассматривает Россию как врага. Мне кажется, что за годы работы в Америке я приобрел достаточную сеть знакомств для того, чтобы если в Америке кто-то хотел уничтожить Россию, то мне хотя бы намекнули.
В 1986 году ситуация была иная. Тогда саудиты боялись, что СССР займет Афганистан. А теперь они боятся Ирана и его ядерной программы. В главной нефтепроизводящей провинции Саудовской Аравии большинство — шииты, как в Иране.
Что касается будущих цен на нефть. Сейчас идет экономический рост Китая, а также растет Индия, которая находится там, где Китай был 20 лет назад. Индия станет огромным рынком нефти и газа, что может поддержать сырьевые цены.