В России под занавес 2014 года заметно ужесточена государственная политика в отношении трудовых мигрантов. В том числе и граждан стран-участниц СНГ, хотя еще совсем недавно именно для них, особенно славян, делались значительные послабления. Причин для принятия подобных, большей частью популистских, решений несколько.
Во-первых, конечно же, это политическое решение Кремля — наказать власти той же Украины или Молдовы за смену восточной ориентации на западную. Не секрет, что достаточное число их граждан отправлялись на заработки в Россию. При этом многие находились в России не положенные по закону 90 дней, а гораздо более длительные периоды — до недавнего времени российские пограничники и таможенники смотрели на это «сквозь пальцы».
Экономическая ситуация и в Украине, и в Молдове не улучшилась, а вынужденные остаться на Родине бывшие трудовые мигранты, по замыслу Кремля, будут создавать напряженность и станут опорой тех местных политиков, что ратуют за укрепление связей с Россией.
Кстати, подобная тактика ранее неоднократно применялась Россией в отношении Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и даже Армении, когда руководство этих государств пыталось «соскочить» с интеграционных проектов Кремля.
Вторая причина — значительное ухудшение экономической ситуации внутри самой России, сокращение рабочих мест и снижение уровня жизни ее граждан.
Третья причина, тесно увязана со второй — учащение конфликтов на этнической почве между представителями титульного населения (не только этнические русские) и сезонными рабочими из государств Центральной Азии.
Согласно статистике правоохранительных органов, также отмечается рост числа преступлений с участием «гостей из солнечных республик». Справедливости ради отмечу, что в процентном соотношении их доля на 1000 человек не выше, а подчас и ниже, чем аналогичный показатель в отношении титульного населения.
Однако по объективным и субъективным причинам именно на преступлениях с участием гастарбайтеров заостряется внимание общественности. В том числе и федеральными СМИ, что не может не беспокоить.
Такова природа человека, что зачастую он склонен искать причину своих неудач во внешних факторах. Например, трудности с поиском хорошо оплачиваемой работы объяснять присутствием на рынке труда большого числа приезжих.
Но это предположение будет относительно справедливо лишь в отношении низкоквалифицированной рабочей силы: дворники, уборщики помещений, грузчики, подсобные рабочие, сборщики урожая и т. д.
Проведенные в ряде регионов России эксперименты продемонстрировали, что даже при заметном увеличении заработной платы в указанных сферах, интерес к ним среди граждан России возрастает незначительно.
Эксперты причину этого видят в том, что данные специальности, как и в целом рабочие, связанные с физическим трудом, считаются непрестижными в современном российском обществе.
В этой связи есть опасения, что установив заградительные барьеры для гастарбайтеров из государств постсоветского пространства — ограничение прямого ж/д и автобусного сообщения, усложнение правил получения права на работу в России и увеличение обязательных выплат и госпошлин со стороны трудовых мигрантов — мы столкнемся с целым ворохом негативных последствий.
Так, в регионах, где за соблюдением нововведений соответствующие органы станут следить более-менее исправно, может возникнуть нехватка низкоквалифицированной рабочей силы и, как следствие, рост цен на производимые ими товары и услуги, если работодателям все же удастся заместить условных Равшанов и Джамшутов местными жителями. При этом нет гарантии, что последние станут трудиться расторопнее и качественнее.
А в регионах, где исполнять нововведения станут спустя рукава — многократно вырастут поборы со стороны «отщепенцев» из миграционной службы и полиции. Однако все имеющиеся на сегодня проблемы с недовольством титульного населения «засилием инородцев» и большого числа преступлений с их участием не просто останутся, а будут только нарастать.
Фото: AFP.