РАДИКАЛЬНЫЙ СПЕКТР В ТАДЖИКИСТАНЕ НАМНОГО СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ В СИРИИ

РАДИКАЛЬНЫЙ СПЕКТР В ТАДЖИКИСТАНЕ НАМНОГО СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ В СИРИИ
95

С формальной стороны, проблема возникла внутри действующей власти Таджикистана, отдельные представители которой не смогли разрешить противоречий между собой. А основа всех противоречий сейчас очень простая: деньги, которых в такой стране, как Таджикистан, всегда мало или почти нет.

Если бы увольнение чиновника такого уровня как замминистра обороны случилось не в Таджикистане, а в какой-то другой стране, не было бы никакого развития темы, на это просто никто не обратил бы внимания. Но этот конфликт произошел на фоне удаления «Партии исламского возрождения Таджикистана» (ПИВТ) из политической жизни страны, плюс — пропагандистское привидение под названием «Исламского государство» (ИГИЛ, ISIS) уже повисло и здесь.

В итоге все это вместе вылилось в вооруженное противостояние, которое каждый может трактовать как ему угодно. Однако на деле все всегда проще, чем кажется.

Судя по всему, за бывшим замминистра обороны Абдухалимом НАЗАРЗОДОЙ пока что только одна сила: представители национальной армии, солдаты и офицеры, которые пошли за ним, так как посчитали и себя тоже обиженными Президентом Таджикистана Эмомали РАХМОНОМ.

Оружие им покупать было не надо, так как оно у них было по определению. Естественно, у восставших всегда есть надежда на то, что их кто-то поддержит. В данном случае, если даже не население страны, то радикальные группировки, которые имеются в Таджикистане всегда.

И радикальный спектр здесь выглядит намного сложнее, чем, скажем, в Сирии, где чего только нет: и «хорошая» оппозиция, и «плохая», и самая разная. Кстати, ту же самую ПИВТ, в силу уже только одного названия, многие склонны считать наиболее жесткой оппозицией РАХМОНУ. Однако на деле ситуация выглядит как раз наименее радикальной.

Считаю, что конфликт будет подавлен действующей властью, если за его развитие не возьмутся серьезные западные специалисты. Если будет принято решение, что надо устроить России и ее партнерам «новый Афганистан» на территории Таджикистана, поджечь азиатскую «шину» в дополнение к украинской, то в этом случае будет уже неважно, жив сам НАЗАРЗОДА или его ликвидировали, так как процесс начнет воспроизводить сам себя.

Еще раз повторю: такое возможно только в том случае, если Запад примет это решение, используя восстание Абдухалима НАЗАРЗОДЫ.

В конце концов, в Украине произошло примерно то же самое, когда Киев с Москвой сделали неточные шаги в ходе процесса евроинтеграции Украины и фактически сами создали ситуацию для радикализации, которой уже грамотно воспользовались без них. В итоге России, по сути, всучили Крым в руки. А дальше все пошло, что называется, по накатанной.

В целом же ситуация в Центральной Азии такова, что посредством любой из пяти стран можно подорвать весь регион. Считается, что главными «кандидатами» на такую роль могут стать три из них: Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, где уже идет пограничная война с пришельцами из Афганистана.

До вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) принято было ставить именно эту страну на первое место в этом «мягком рейтинговом голосовании».

Что касается Узбекистана, то так же принято думать, что он является главной «базой» США в регионе, тем более что с территории этой центральноазиатской республики можно легко контролировать все пять стран региона, включая и сам Узбекистан, так как он — единственный, кто граничит со всеми.

Вопросом номер один является вопрос об ОДКБ: как и в каких конкретно формах может вмешаться этот военно-политический блок в возможный разворот событий. В реальном деле ОДКБ, в отличие от НАТО, еще никто не видел, и можно не сомневаться в том, что есть желающие испробовать эту организацию на прочность.

На интеграционные процессы теперь — на фоне украинской войны — влияет абсолютно все. Ситуация сошла с места и вот-вот готова осыпаться в самых неожиданных местах. С объективной точки зрения Душанбе выгодно как можно быстрее войти в ЕАЭС, чтобы почувствовать себя более защищенным, в первую очередь в экономическом плане, так как основой любой дестабилизации в стране является уровень жизни населения.

Григорий ТРОФИМЧУК, вице-президент Центра стратегического моделирования.

Источник: «Каспiй».

АКТУАЛЬНО