Преступление, совершенное служащим 102-й Российской военной базы в Гюмри вызвало в Армении широкий резонанс. Так, во вторник, 13 января, у посольства России в Армении состоялся митинг, участники которого выступили с рядом требований к руководству Армении и России.
В целом армянское общество склоняется к мысли, что расследованием уголовного дела должны заниматься правоохранительные органы Армении. На том же митинге прозвучали опасения, что в противном случае объективное и всестороннее расследование дела станет мифом. Социальные сети переполнены комментариями о случившемся.
Впрочем, уже ясно, что подозреваемый в совершении данного преступления Валерий ПЕРМЯКОВ армянскому правосудию выдан не будет. Сообщение об этом распространила… Генеральная прокуратура Армении, после обсуждения деталей преступления с коллегами из Москвы.
Генпрокуратура Армении считает, что гражданин России ПЕРМЯКОВ находится под контролем российских правоохранительных органов, то есть под юрисдикцией РФ. Следовательно, вопрос о его передаче правоохранительным органам Армении не обсуждается. При этом генпрокуратура опирается на запрет в пункте 1 статьи 61 УК РФ, согласно которому гражданин РФ не может быть выдан другому государству.
Тем не менее, российская и армянская генпрокуратуры подчеркнули, что все виновные в этой трагедии должны быть наказаны по всей строгости закона. А следствие, проводимое правоохранительными органами Армении и России, будет сопровождаться активным правовым взаимодействием сторон.
Естественно, что некоторые СМИ и группы армянского общества пытаются использовать зверское убийство армянской семьи в своих целях. В Армении уже активно звучат предложения вообще убрать российскую военную базу, разорвав соответствующий договор с Россией.
Однако Министр обороны Армении Сейран ОГАНЯН в беседе с журналистами призвал их не политизировать гюмрийскую трагедию и не пытаться ухудшать армяно-российские отношения. Министр пообещал, что все виновные будут непременно наказаны, подчеркнув, что речь идет не об одном человеке, а целом круге виновных, в который входят преступник и его непосредственное командование.
Призыв главы оборонного ведомства поддержал и начальник Главного штаба ВС Армении, генерал-полковник Юрий ХАЧАТУРОВ, особо подчеркнувший, что «в преступлении ПЕРМЯКОВА нет вины русского народа».
Разделились и мнения политических сил Армении. К примеру, одна из старейших и уважаемых политических партий — «Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» (ФРФД) вообще не видит причин для того, чтобы Ереван официально требовал у Москвы извинений за действия российского военнослужащего.
Глава парламентской фракции АРФД Армен РУСТАМЯН призвал политические силы не повторять ошибок россиян, напомнив, что когда в той же России виновным в преступлениях подобного рода становится выходец, например, с Кавказа, сразу же начинается волна нападок на «лица кавказской национальности».
При этом РУСТАМЯН напомнил, что процедуры выдачи или не выдачи российского военнослужащего регулируются соответствующими договорами об экстрадиции, и этот случай не будет исключением.
Меж тем, традиционно антироссийские, прозападные силы обвиняют во всем руководство 102-й базы, усматривая в гюмрийской трагедии дополнительный повод для вывода российского контингента с территории Армении. В этом их поддерживает некоторая часть армянского общества, возмущенного дикой выходкой российского военнослужащего, несколько раз ударившего ножом даже 10-месячного младенца. Масла в огонь подливает и то обстоятельство, что преступник не будет выдан в руки армянскому правосудию.
Согласно армянскому законодательству, в случае признания ПЕРМЯКОВА виновным, его ожидает от 12 до 20 лет лишения свободы, либо пожизненное заключение. В случае рассмотрения дела в российском суде его ожидает от 8 до 20 лет лишения свободы, либо пожизненное заключение.
По мнению армянских юристов, в случаях, когда гражданин одной страны совершает преступление в другой, вступает в силу соглашение между Арменией и Россией по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи, согласно которой стороны также сотрудничают по вопросам экстрадиции.
Отметим, что по Соглашению о военном сотрудничестве и правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Армении, в случае если преступник — военнослужащий, он должен быть передан российской стороне.
Однако это спорная норма, поскольку Армения может не сразу передать его и осуществить предварительное следствие. К этому следует добавить, что согласно статье 4 соглашения между Арменией и Россией по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Армении применяется законодательство Армении, действуют ее компетентные органы.
На данный момент ПЕРМЯКОВ продолжает находиться в расположении 102-й Российской военной базы. Армянскими и срочно прибывшими в Армению российскими правоохранителями ведется следствие.
Ашот САФАРЯН, специально для POLITRUS.com.
На фото Нарине РШТУНИ: цветы у посольства Армении в Москве.