Как ни парадоксально, но противостояние России с Западом (прежде всего, конечно, с США) выгодно как обеим сторонам, так и ряду наблюдателей. Тут можно вспомнить и о вовсю уже идущей в США президентской выборной кампании, где демократам нечем особо похвалиться в части внутренних социально-экономических успехов, поэтому нужен серьезный внешний враг, победами над которым они будут крепить свой рейтинг.
На сегодня таковых, минимум, два: Исламский халифат (ISIS) и Россия. Однако борьба с первым чревата терактами на территории уже самих США — это однозначно в минус правящим демократам и на руку вовсю критикующим их республиканцам. А вот Россия — удобный спарринг-партнер. На борьбе с «диктатором» Владимиром ПУТИНЫМ можно зарабатывать себе электоральные баллы, не опасаясь серьезных ответных ударов.
Не принимать же всерьез за таковые запрет на въезд в Россию ряду американских политиков с наиболее ярой антироссийской риторикой и формально введенное Кремлем (и легко обходимое в реальности) эмбарго на часть поставляемых из США в Россию продуктов питания.
Нельзя забывать и о том, что партнерство канцлеров Герхарда ШРЕДЕРА и сменившей его Ангелы МЕРКЕЛЬ с Кремлем позволило Германии серьезно усилить свои позиции сначала в Европе, а затем и во всем мире за счет успешного участия в энергетических проектах России (лоббирование на международной арене) и преференций немецкому бизнесу на ее внутреннем рынке.
Перспектива союза России и Германии как верховенствующего государства в Евросоюзе является серьезной угрозой гегемонии США. Поэтому используя все имеющиеся рычаги влияния на Берлин, в т.ч. расшатывая единство Евросоюзе через солидарный Лондон и подконтрольные Варшаву и Вильнюс, Вашингтон пытается искоренить все предтечи этого союза.
Для Кремля масштабный «закус» с Белым домом также имеет целый ряд положительных моментов. На фоне ухудшения социально-экономической ситуации в стране ему также нужен достойный внешний враг.
Эйфория патриотически настроенной части гражданского общества от #КрымНаш проходит и нужна более продолжительная по времени цементирующая вокруг ПУТИНА национальная идея. К объявлению США врагом руководство России готовилось заранее, задолго до украинских событий — они стали лишь удобным поводом для этого.
«Показывая зубы» Вашингтону, Москвав тоже время демонстрирует всему остальному миру, что с США можно и нужно вести диалог на равных, а не только с позиции вассал-метрополия, как это происходило у нас два последних десятилетия.
Но в настоящий момент серьезная коалиция России с Китаем или Германией против США представляется маловероятной, а Турция или Иран не в той силе, чтобы представлять опасность для США даже в союзе с Россией. Поэтому становление многополярного мира, о чем, как мантру, повторяют глашатаи Кремля, в обозримой перспективе не предвидится.
Через противостояние с США Россия однозначно усилит свое влияние на международной арене. Определенные экономические потери в этой связи неизбежны — например, снижение темпов роста ВВП и уровня жизни граждан. Однако повторения того, что было в 90-е маловероятно.
Даже если с кризисом не совладает само руководство России — ему на помощь придут и Германия, и даже США. Последним, как нежелательна чересчур сильная и самостоятельная Россия, так и деградирующая. Не столько даже из-за угрозы утраты контроля над ядерным оружием, сколько из-за ее значительной вовлеченности в глобальную экономику и, как следствие, цепной реакции в других странах. Дешевле будет поддержать экономику России, чем потом пытаться спасти уже полмира.