Почему граждане России участвуют в Гражданской войне в Украине и на стороне повстанцев Донбасса, и на стороне официального Киева, кто и зачем вновь пытается раскачать российский Северный Кавказ — в интервью АМИ «Новости-Азербайджан» с руководителем экспертно-аналитической сети PolitRUS.com, российским политологом Виталием АРЬКОВЫМ.
— В Украине в последнее время активизировались военные действия. Как Вы считаете, может ли это противостояние переформатироваться в масштабную войну между Западом и Россией в Украине?
— Открытых военных действий между Россией и участниками блока НАТО по здравой логике не предвидится. Однако информационная и торговая войны вовсю уже ведутся. Прежде всего, между Россией и США, а также услужливо примкнувшими к ним Украиной, Польшой и республиками Балтии.
Формально на Востоке Украины идет Гражданская война, которую уместнее считать масштабными криминальными разборками, где, по одну сторону линии фронта — под видом регулярных частей Украинской армии — воюют оплачиваемые рядом украинских олигархов наемники, как из самой Украины, так и из Грузии, некоторых стран Евросоюза и даже из России.
По другую — под видом повстанцев «Новороссии» — боевики донбасских криминальных группировок и примкнувшие к ним «солдаты удачи» из России.
Утверждать, что войну против территориальной целостности Украины ведет Россия некорректно, однако Кремль, настолько мне известно, не предпринимает никаких действенных шагов для того, чтобы прекратить участие граждан России, в т.ч. и представителей казачества в военных действиях на Востоке Украины.
При этом российское законодательство (статья 359 УК РФ) предусматривает наказания за наемничество и четко его характеризует: наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
— Некоторые эксперты считают, что Запад намерен открыть «второй» фронт напряженности на границе с Россией. Как Вы считаете, может ли стать этим фронтом регион Северного Кавказа путем террористов или дестабилизацией в странах Южного Кавказа?
— Прогноз именно о подобном развитии событий я делал еще в середине прошлого года. На мой взгляд, попытки разжечь новый военный конфликт будут — и мы их уже отчетливо наблюдаем — на линии соприкосновения армий Азербайджана и Армении в Нагорном Карабахе.
Армения объективно проигрывает сейчас Азербайджану по многим, в том числе и военным показателям, посему соблазн получить контроль над территорией Нагорного Карабаха у Баку как никогда велик.
Однако, чтобы не обрести в глазах мирового сообщества статус государства-агрессора со всеми негативными последствиями, Баку, как мне кажется, регулярно провоцирует Армению на выпады в свой адрес, дабы использовать их как формальный повод для наступления на ее позиции.
В тоже самое время у руководства Азербайджана, очевидно, нет твердой уверенности в том, что на стороне Армении не выступит Россия.
Во-первых, защита союзнической Армении предусмотрена в уставе ОДКБ. Во-вторых, ничто не помешает Кремлю использовать опыт Востока Украины — закрывать глаза на участие в возможном конфликте своих граждан в качестве наемников.
Очень надеюсь, что благоразумия хватит у всех: и у сторон конфликта, и у их союзников, и Карабахская проблема решится исключительно мирным путем.
Еще одной проблемной точкой для России ее оппоненты пытаются вновь сделать Северный Кавказ. На этот раз местом их усердия является не Чечня, почти полностью находящаяся под контролем Рамзана КАДЫРОВА, а соседние Ингушетия и Дагестан. Последний в силу объективных причин более взрывоопасен и его уже начали «раскачивать», в том числе, и посредством искусственно раздуваемых проблем якобы имеющихся у проживающих там этнических азербайджанцев.
Не стану утверждать, что протестные акции в Дербенте проводятся под контролем Администрации Президента Азербайджана. Но то, что определенные политические силы на территории нашего соседа активно работают по этому — откровенно антироссийскому проекту — очевидный факт.
В этой связи я бы обратил внимание руководства Азербайджана на нерешенность собственной лезгинской проблемы и вероятность ее нового обострения. Как и на целый ряд других проблем, имеющих высокий шанс перерасти в масштабный протест.
— Как Вы считаете, на фоне украинских событий ожидаются ли расширения санкций против России и готова ли к такому развитию событий Россия?
— Антироссийские санкции, как и ответное эмбарго России в отношении продовольственной продукции из государств к ним присоединившихся — в большинстве случаев существуют лишь на бумаге. По крайней мере, пока. Как будет дальше — сказать сложно.
Но уже сейчас государства-лидеры Евросоюза выступают за отмену санкций, поскольку их экономики тесно увязаны с российской. А Соединенные Штаты, являясь инициатором этих санкций и постоянно требующие их усиления от своих европейских партнеров, сами заключают с Россией новые многомиллиардные контракты — например, на закупку в России оборудования для своих космических программ.
Попытки же «нагнуть» в этом вопросе Евросоюз и, прежде всего, Германию, на мой взгляд, преследуют своей целью ослабить сразу и Евросоюз, и Россию — как потенциально опасного (в случае объединения усилий) соперника в Евразии — наиболее важном направлении американской политики. Успешный принцип «Разделяй и властвуй» еще никто так и не нивелировал на практике…
Беседовал Ниджат ГАДЖИЕВ.