Одной из закулисных тем очередного раунда грузино-российских консультаций в формате АБАШИДЗЕ-КАРАСИН, прошедшего в минувшую пятницу в Праге, стало восстановление железнодорожного сообщения между Арменией и Россией через территории Грузии и Абхазии, разногласия в международном статусе которой и является основным камнем преткновения для реализации транспортного проекта.
«От Москвы мы и ранее слышали мнение, что если Грузия заинтересована задействованием этого участка железной дороги, то мы должны обратиться к абхазам и должны провести переговоры с ними. Но Сухуми и Цхинвали в своем выборе не свободны и без России самостоятельно действовать не могут», — заявил по итогам встречи в Праге спецпредставитель премьер-министра Грузии в вопросах взаимоотношений с Россией Зураб АБАШИДЗЕ.
Вспомнив декабрьское заявление Президента России Владимира ПУТИНА о том, что Тбилиси должен установить прямые контакты с Сухуми и Цхинвали, АБАШИДЗЕ сообщил, что если Москва будет действительно способствовать грузино-абхазскому и грузино-югоосетинскому переговорному процессу, то Тбилиси готов отложить вопросы своего присоединения к НАТО, а вместо этого начать обсуждение конкретных вопросов сотрудничества, в т.ч. и по реализации транскавказского железнодорожного прооекта
Однако ряд грузинских экспертов и в железнодорожной связи с Россией, и даже в комиссии АБАШИДЗЕ-КАРАСИН склонны видеть угрозу национальной безопасности Грузии.
«Формат АБАШИДЗЕ-КАРАСИН по своей форме и содержанию уже создает угрозу национальным интересам Грузии. Те вопросы, которые рассматриваются в этом формате, и сама форма принятия решений о том, какие вопросы следует рассматривать, выходят за все институциональные рамки, которые определяет внешняя политика и политика безопасности страны. Исходя из этого, данный формат создает угрозу национальным интересам Грузии», — считает вице-президент Атлантического совета Грузии Бату КУТЕЛИЯ.
По мнению эксперта по внешним вопросам Торнике ШАРАШЕНИДЗЕ, вопрос открытия Абхазской железной дороги ухудшит отношения между Грузией и партнерским Азербайджаном. По его мнению, высказанному в беседе с тбилисским корреспондентом PolitRUS, открытие железной дороги очень опасно и никакой прибыли стране не принесет и не поможет нам и в восстановлении территориальной целостности.
Свое мнение по поводу результатов нового раунда пражских встреч и обсуждения на них участия в транспортном проекте Москвы и Еревана, высказала также бывший Министр иностранных дел Грузии, представитель партии «Свободные демократы» Майя ПАНДЖИКИДЗЕ.
«Сегодня я уже не исключаю, что подобные переговоры были и между представителями правительства. В заявлении АБАШИДЗЕ о вопросах, которые были рассмотрены на последней встрече с КАРАСИНЫМ, чувствовалось, что этот деликатный вопрос совершенно табуированным не был», — отметила она в беседе с PolitRUS.
Госпожа ПАНДЖИКИДЗЕ подозревает, что кулуарные разговоры по теме восстановления абхазского участка грузино-российской железной дороги велись и в период, когда она руководила МИД. При этом особо подчеркивает, что происходило все это за ее спиной, и она не была поставлена в известность.
Экс-глава МИД считает, что у формата АБАШИДЗЕ-КАРАСИН мандата для обсуждения этой темы нет, поскольку подобные вопросы рассматриваются в формате Женевских переговоров. Главная проблема же в том, что формат изменился.
По мнению Майи ПАНДЖИКИДЗЕ, «если АБАШИДЗЕ в переговорах с Москвой по поручению премьер-министра предстает как де-факто Министр иностранных дел Грузии, то это тревожнее всего. А вопросы, о которых АБАШИДЗЕ и КАРАСИН говорят за закрытыми дверьми, входят только в интересы России. Те послания, которые мы слышим, указывают на потепление в отношении России, но это потепление не должно происходить за счет уступок».
Тамар ХИДАШЕЛИ, специально для POLITRUS.com.