ВИТАЛИЙ АРЬКОВ: «ТУРЦИЯ НАМЕРЕНА СТАТЬ ТРЕЙДЕРОМ РОССИЙСКОГО ГАЗА В ЕВРОСОЮЗЕ»

ВИТАЛИЙ АРЬКОВ: «ТУРЦИЯ НАМЕРЕНА СТАТЬ ТРЕЙДЕРОМ РОССИЙСКОГО ГАЗА В ЕВРОСОЮЗЕ»
69

ВИТАЛИЙ АРЬКОВ_135После венских соглашений Иран находится словно в некой эйфории. Тегеран заявляет о готовности обеспечить транзит газа из Катара в Турцию. Кроме того, не скрывает намерений присоединиться и  к газопроводу TANAP. В случае реализации этих планов, необходимость в проекте «Турецкий поток», если и не отпадет, то несколько снизится его значимость.

Этот и другие вопросы для Vesti.Az комментирует руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS, российский политолог Виталий АРЬКОВ.

Какова будет реакция Москвы, интересы которой могут быть задеты в случае реализации планов Тегерана?

К сожалению для России, вопрос строительства «Турецкого потока» подвис и без участия Ирана. Согласно имеющейся информации, между Москвой и Анкарой существует принципиально различное понимание работы «Турецкого потока».

Россия считает, что Турция должна стать всего лишь страной-транзитером природного газа на юг Евросоюза, получая за это зафиксированные в договорах оплаты: либо в виде финансов, либо в виде финансов и газа, исходя из «дружеской» его цены. Также по этой «дружеской» цене Турция будет закупать российский газ  в больших объемах — потребность в нем  растет.

Однако у самой Турции иной взгляд на ситуацию. В идеале после запуска нового газопровода «Турецкий поток» Анкара хотела бы реализовать следующую схему: Москва поставляет ей весь газ по «дружеской» цене, а уже сама Анкара выступает в качестве газового трейдера и продает его клиентам в том же Евросоюзе по той цене, о какой она с ними сможет договориться.

Подобная схема, насколько мне известно, обозначена Анкарой и перед Тегераном. Но, думаю, ни Москва, ни Тегеран на подобное не согласятся, и потому не исключаю принятия компромиссного решения о создании совместного предприятия, которое станет трейдером поступающего в Евросоюз по «Турецкому потоку» российского газа. То есть Турция в лице Botas может получить значительно большую долю в проекте, чем партнеры «Газпрома» по Nord Stream AG.

У Ирана также есть альтернативы данному турецкому предложению. Например, возможности пока только строящегося TANAP, использовать которые Тегерану предложил Баку. Учитывая тесные отношения Баку и Анкары, я бы не стал исключать того, что сделано это было если не с подачи Турции, то по согласованию с ней.

Правительство Реджепа ЭРДОГАНА, насколько могу судить, видит восстановление былой мощи Османской империи не только через силовые методы — как, например, активная поддержка оппозиции в Сирии и партнерство с «Исламским государством» (ИГИЛ, ISIS) — покупка у него нефти, продажа оружия, предоставление своей территории для транзита боевиков и финансов и т.д, но и через завязывание на себе наиболее важных экономических проектов своих соседей для получения мощного рычага давления на руководство этих государств и постепенного превращения их в своих сателлитов. Отмечу, Баку более других увяз в сетях Анкары.

После снятия санкций с Ирана Всемирный банк прогнозирует, что в следующем году цена на нефть упадет еще на 10 долларов. Насколько негативно это отразится на экономике стран-экспортеров нефти, в частности, Азербайджана?

Дальнейшее снижение мировых цен на нефть, под влиянием возвращения на рынок в полном объеме Ирана и других факторов, разумеется, негативно отразится на экономиках государств, давно и прочно сидящих на углеводородной игле.

Менее других негатив от этого ощутят нефтяные монархии Ближнего Востока — низкая себестоимость «черного золота» даже при мировой цене марки Brent в 30-35 долларов за баррель позволит им получать прибыль.

Для России, Азербайджана и ряда других государств такая цена при сохранении прежних принципов построения экономики — катастрофична.

И как же избежать последствий этого возможного негативного сценария для Азербайджана и России?

На мой взгляд, во-первых, хорошим шансом для Азербайджана минимизировать ущерб от обвала нефтяного рынка является газовая отрасль — увеличение экспорта собственного газа и транспортировка стороннего (в идеале еще и туркменского). Как и в целом развитие транспортной сети.

Во-вторых, развитие въездного туризма как через создание курортных центров на Каспии, так и расширение экскурсионной сети внутри страны — благо, есть что показать иностранцам — прежде всего бывшим собратьям по СССР.

В-третьих, Россия открыла для товаров из Азербайджана, прежде всего для агропромышленного комплекса и легкой промышленности, свой огромный рынок. Насколько я знаю, и сейчас ¾ агроэкспорта Азербайджана итак приходится на Россию. И появились серьезные возможности для значительного увеличения объемов. В этом контексте присоединение к Евразийскому экономическому союзу будет только способствовать этому.

Беседовал Фарид ТЕЙМУРХАНЛЫ, Vesti.az.

АЗЕРБАЙДЖАН