В случае проведения досрочных выборов Верховной Рады, о вероятности которых говорится все чаще, в парламент Украины могут быть избраны мажоритарные депутаты от считаемого в Украине «оккупированным» полуострова Крым (не менее 12 мандатов), а также мажоритарии от части территорий Донецкой и Луганской областей, находящихся под контролем самопровозглашенных Луганской и Донецкой Народных Республик (ЛДНР).
Возникает логичный вопрос: в случае, если решение такое будет принято, то как осуществить это технически, поскольку де-факто власти указанных территорий откажут в организации избирательных участков, а их создание лишь в приграничных зонах вряд ли можно будет считать легитимным, поскольку беженцы из Крыма и ЛДНР находятся сейчас не только там, но и практически во всех областях Украины? К тому же руководство ЛДНР может воспрепятствовать жителям подконтрольных территорий в посещении «внешних» избирательных участков.
О возможности реализации подобного сценария в Украине и о том, насколько высока вероятность того, что именно из таких депутатов обновленной Верховной Рады в значительной степени будет сформирована Киевом делегация в ПАСЕ, PolitRUS побеседовал с рядом авторитетных украинских экспертов.
Политический консультант, управляющий партнер Консалтинговой группы ConceptGR Юлия КОМАРОВА:
«Дамоклов меч» досрочных выборов — это тема, которая сопровождает работу чуть ли не каждого созыва Верховной Рады Украины. Основная функция медийной поддержки этой темы — дисциплинирующая. Гражданское общество и экспертно-журналистское сообщество Украины постоянно напоминают «народным избранникам» о возможности досрочного переизбрания в случае недобросовестного подхода к осуществлению депутатских полномочий — это уже стало своеобразной информационной традицией в Украине.
Вместе с тем, говорить о повышенной вероятности досрочных парламентских выборов на нынешнем этапе веских оснований нет. Таких веских оснований может быть два: распад действующей правящей коалиции в Верховной Раде или полное прекращение военных действий на востоке нашей страны.
Распад парламентской коалиции, при всей ее «разношерстности» и объективных противоречиях, в ближайшей перспективе все же маловероятен: политические силы правящего большинства, ощущая постоянное пристальное внимание мирового сообщества к политической ситуации в Украине, много работают над «сглаживанием» идеологических и персональных противоречий внутри коалиции.
В результате мы наблюдаем частые кадровые ротации в правительстве и на ведущих государственных постах, функционал которых связан с вопросами госбезопасности. Уже в сентябре мы увидим очередную ротацию правительственных кадров, которая позволит скорректировать государственную политику на «проседающих» направлениях, сохранив при этом нынешнюю конфигурацию парламентской коалиции и правительства, а также общий расклад политических сил в стране.
Что касается второго сценария — переизбрания Верховной Рады, а также Президента Украины после полного прекращения боевых действий — это не оперативно-тактический, а стратегический сценарий. Его надо понимать в контексте неугасающей надежды украинского общества на скорейшее достижение мира на Донбассе и возвращения в состав Украины Автономной Республики Крым.
Нынешняя Верховная Рада Украины является парламентом «военного времени», который вынужден реагировать на множественные вызовы и риски в «аврально-пожарном» режиме. Естественно, что после возвращения страны к мирному развитию, общество будет настроено на «перезагрузку» политической системы в направлении послевоенного восстановления Украины: будет избран новый состав украинского парламента, включающий представителей Донбасса и Крыма, будет избран и новый Президент Украины, появится новая парламентская коалиция, которая сформирует новое правительство. Ну и конечно — из депутатов обновленной Верховной Рады будет сформирована новая делегация Украины в ПАСЕ.
Директор Центра международной безопасности и евроатлантической интеграции Ужгородского национального университета, профессор Игорь ТОДОРОВ:
Досрочные парламентские выборы — не в повестке дня Украины. Возможно переформатирование коалиции, отставка нескольких министров…— но не досрочные выборы. Конституционных оснований для роспуска парламента — нет, а на самороспуск Верховная Рада не пойдет.
Что касается теоретически довыборов, так же теоретически они возможны. Но в тех мажоритарных округах, которые не имеют своего представительства в силу объективных причин – Крым, Донбасс.
Однако полноценные выборы там возможны лишь после полного возвращения данных территории под юрисдикцию Украины. Любые разговоры об организации избирательных участков, в «приграничных зонах» и т.п. лишены смысла.
Вероятность изменения в составе делегации Украины в ПАСЕ до окончания нынешней каденции Верховной Рады (а это 2019 год) — минимальна. Включая члена делегации — Надежду САВЧЕНКО, незаконно удерживаемую в России.
Директор ГО «Центр международной безопасности» Валерий КРАВЧЕНКО:
Явных предпосылок на данном этапе для развала правящей коалиции в Верховной Раде нет. Даже если Блок Юлии ТИМОШЕНКО (БЮТ), который сейчас спекулирует на якобы своих хороших рейтингах (на самом деле, нормальных социологических исследований не было за последние шесть месяцев), а также «Самопомощь» и «Радикальная партия» Олега ЛЯШКО, выйдут из коалиции, то Блок Петра ПОРОШЕНКО (БПП) и Народный фронт (последний привязан к БПП в силу катастрофического падения рейтинга) все равно на двоих имеют 224 места в парламенте, и возможность забрать к себе немного внефракционных депутатов и депутатов развалившейся фракции «Воля народа».
При большинстве в 226 голосов никто и ничто не развалит этот парламент, особенно если произойдет эскалация конфликта на Донбассе, и «ястребы» из состава «Народного фронта» в первую очередь, начнут восстанавливать популярность за счет популизма. То есть, рассчитывать на досрочные выборы в парламент до 2017 года преждевременно.
Но все же если, то выборы на Донбассе и в Крыму и включение победивших депутатов мажоритарщиков в состав парламента возможно. Более того, это хороший имиджевый шаг для украинских политиков.
Безусловно, что по Крыму, что по ДНР/ЛНР это возможно только открытием участков за пределами этих территорий, в прифронтовых зонах. Так, к примеру, уже проходили выборы в октябре 2014 года на некоторых участках, где победили кандидаты-регионалы.
В частности, речь идет об одномандатном округе №46, что включал в себя как территории подконтрольные Украине — Авдеевку, Ясиноватский район, так и территории подконтрольные ДНР — Киевский район города Донецка и город Ясиноватая.
Тогда открылось всего четыре участка в Авдеевке, и победил, набрав всего 1 500 голосов (72%), старожил украинской политики — Ефим ЗВЯГИЛЬСКИЙ — директор шахты им. Засядько, расположенной в Киевском районе Донецка. К примеру, на полноценном округе № 47, где победил Сергей КЛЮЕВ были открыты 151 участок и победивший кандидат набрал 22 600 голосов.
То есть механизм имеется, но он слегка отдает фарсом. Однако если будет политическая воля, то все вполне реализуемо.
Независимый политический обозреватель Владимир ПОЛУЕВ:
Проведение выборов в украинский парламент в Крыму на данный момент больше напоминают сказку. Во-первых, нынешней украинской власти абсолютно не нужны депутаты из откровенно пророссийского региона.
Во-вторых, в Украине уже распиарена концепция «выборов под дулом автомата». То есть, какие ж могут быть выборы, когда на территории Крыма находятся не украинские, а иностранные — российские военные.
Даже не знаю, что должно произойти, чтобы в течение 2-3 лет российские военные покинули территорию полуострова, хотя многим в Украине хотелось бы в это верить. Однако реальность нужно принимать такой как она есть.
Что касается выборов на Донбассе — как в ДНР/ЛНР так и на территории, подконтрольной Киеву, то такой сценарий возможен. Но мы увидим это на примере местных выборов. Смогут ли канцлер Германии Ангела МЕРКЕЛЬ и Президент Франции Франсуа ОЛЛАНД убедить Президента Украины Петра ПОРОШЕНКО в необходимости проведения выборов на неподконтрольных территориях. Если верить главе МИД Франции Лорану ФАБИУСУ, именно этого они хотят добиться.
Исходя из озвученных тем, ПОРОШЕНКО может взамен требовать безвизовый режим с Евросоюзом (в том или ином виде), помощь Евросоюза в закупке газа на зиму (цена вопроса — порядка 1 млрд долларов) и подтверждение позиции по непризнанию присоединения Крыма к России.
Технически выборы будет очень сложно провести. Это и переселенцы, и отсутствие контроля над территорией, и избирательные комиссии, и ряд других проблем. Но если такой сценарий будет реализовываться, то явно с согласия международных игроков. А значит, как бы плохо выборы ни прошли, сколько бы нарушений не было — их признают. Хотя еще раз повторюсь — это крайне маловероятный сценарий.
О самих досрочных выборах в Верховную Раду говорят уже давно. Парламентская коалиция не просто на грани развала, а на грани междоусобицы. «Радикальная партия» и «Самопомощь» не собираются голосовать за предложенный ПОРОШЕНКО проект Конституции, в Администрации Президента Украины их намерены «уговорить», применяя все рычаги — от договоренностей и подкупа до ГПУ и уголовных дел.
Если коалиции будет развалена, то ПОРОШЕНКО получит формальный повод распустить Верховную Раду. Ее нынешний состав — преимущественно «ястребы». И если провалится выполнение условий Минских соглашений, а США и Евросоюз продолжат с одной стороны давление на президента, а с другой — его поддержку, то парламент нужно будет менять на более миролюбивый. И потому досрочные выборы не только возможны, но и желательны. Но вряд ли они пройдут раньше весны.
Что же касается делегатов в ПАСЕ из числа депутатов от Крыма и ДНР/ЛНР, то тут остается только гадать. Какая вероятность встретить динозавра на улице? 50 на 50. Или встретишь, или нет. Так же и тут. Если уж они попадут в парламент, то вряд ли это будет принципиальный вопрос.
Политический эксперт Иван ЛИЗАН:
На территории Крыма точно не может быть никаких выборов по украинскому законодательству — Крым стал территорией России и Москва на это однозначно не пойдет. Донбасс (ДНР/ЛНР) уже определился с правилами проведения выборов и они пройдут по своему, внутреннему законодательству.
Провести такие хитрые выборы в самой Украине в рамках действующего законодательства вряд ли представляется возможным. Избрать на одном мажоритарном округе на юге Херсонской области двоих депутатов, а затем заявить, что один из них — законный представитель Крыма, конечно, можно, но это будет самозванец.
Из кого будет сформирована делегация ПАСЕ — не имеет никакого значения, пусть даже из числа депутатов-самозванцев с Крыма и Донбасса. Для России ПАСЕ не указ, а в самой парламентской ассамблее итак хватает клинических русофобов — так что одним больше, одним меньше.