ПАРТНЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО АНКАРЫ В УСЛОВИЯХ СИРИЙСКОГО КРИЗИСА

ПАРТНЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО АНКАРЫ В УСЛОВИЯХ СИРИЙСКОГО КРИЗИСА
113

Ситуацию в Турции можно охарактеризовать по-разному и мнения экспертов в этом вопросе сильно расходятся. Вся напряженность в Турции началась после парламентских выборов в стране, когда правящая партия, несмотря на то, что смогла занять значительное количество в парламенте все же не смогла предотвратить вхождение в парламент курдской партии.

Правительство Реджепа ЭРДОГАНА, привыкшее за последние 10 лет принимать политические решения единолично, было вынуждено делить власть, с чем, конечно, они не согласны. Но еще больший протест против этого вызвал тот факт, что делить нужно с курдами, что неприемлемо для политического устройства турецкого государства.

Это сильно ударило по репутации ЭРДОГАНА внутри страны. Его политические оппоненты обрушились на него со шквалом критики, обвинив его в том, что он дал курдам политическую власть, чего еще не было ни при одном правительстве.

Одновременно репутация и власть ЭРДОГАНА меркли и на международной арене. Многие страны не разделяли его политику в отношении Сирии, «Турецкого потока», а также его позицию относительно т.н. «Исламского государства» (ИГИЛ, ISIS), которое успешно пополняло свои ряды, за счет «окна» на сирийско-турецкой границе.

Как показали дальнейшие события, президент ЭРДОГАН имел на этот счет свои планы и он ими воспользовался тогда, когда фактически проиграл на выборах.

До сирийского сценария пока далеко?

Правительство ЭРДОГАНА после выборов развернуло войну против курдов и ISIS, обвинив прокурдскую партию в том, что они являются политическим крылом Рабочей партии Курдистана (РПК), а ISIS — в подрыве граждан Турции, которые собирались помочь пострадавшим в Кобани.

Таким образом, ЭРДОГАН смог продемонстрировать общественности сразу двух врагов, показав, что в таких условиях внутриполитическая стабильность превыше каких-либо политических амбиций отдельно взятых политических лидеров.

Насколько такая политика оправдает себя, покажут назначенный на 1 ноября досрочные парламентские выборы, однако после такой многоходовки ЭРДОГАНА курды едва ли имеют реальные шансы попасть в парламент Турции.

Руководство Турции пошло на рискованную игру и если учесть последние события и потери турецкой армии, то практически уже сейчас можно сказать, что в Турции идет локальная гражданская война. Поэтому шансы курдов еще меньше.

Некоторые эксперты, оценивают ситуацию в Турции как контролируемую, некоторые же полагают, что Турция в шаге от того, чтобы самой не превратиться в Сирию.

Однако турецкое руководство хорошо знает слабое место курдских боевиков, и кроме того, грамотно пользуется разобщенностью курдов. Например, глава иракской курдской автономии Масуд БАРЗАНИ не ладит с лидерами РПК, а напротив, сотрудничает с Турцией в войне против РПК. Так что пока ситуация находится под контролем Анкары.

Кстати, говоря о БАРЗАНИ, нужно также отметить, что Турция в его лице получила сильного союзника на южных границах и поставила практически иракских курдов в зависимое положение от себя, покупая и перепродавая курдскую нефть. Для страны, которая не имеет энергоресурсов, это почти что подарок от Бога. Поэтому сбрасывать со счетов Турцию и ждать, что она вот-вот превратиться в Сирию пока не стоит.

Турция-США: перспективы партнерства в будущем

Несмотря на все сложности, которые сложились в последнее время в Турции, официальная Анкара остается одним из ключевых игроков в сирийской «шахматной партии». США хоть и имеют в своей копилке союзников в этом регионе Израиль и Саудовскую Аравию, но ставка на Турцию по-прежнему актуальна. Эр-Рияд, например, решил дистанцироваться от администрации Барака ОБАМЫ, ввиду достигнутых с Ираном договоренностей.

Саудиты не скрывают своего недовольства ввиду перспектив усиления иранского влияния, тем более на фоне смуты в Йемене. А вот Анкара предпочла не демонстрировать свое недовольство ввиду прорыва по иранской ядерной программе, чем лишний раз подтвердила свою партнерскую приверженность Вашингтону.

Другое дело, что нынешний президент подвергся жесткой критики ввиду иранского прорыва со стороны республиканцев. В США идет президентская гонка, кандидаты от Республиканской партии ведут сильную игру. На руку им и разоблачительная серия неудач ОБАМЫ в сирийском кризисе: от сообщений о сфабрикованных докладах по потенциалу ISIS и Джебхат ан-Нусра, до скандала в Конгрессе с пятью бойцами против ISIS и генералом Остином ЛЛОЙДОМ.

В этой связи остается вопросом: как сложатся отношения Анкары и Вашингтона с победой нового президента, если таковой будет республиканцем? Тем более, что США не вполне устраивает тот факт, что Турция наносила больше ударов по позициям курдов, нежели ISIS.

Россия за ЭРДОГАНА?

Сейчас Россия пытается перенести тяжесть геополитического столкновения с США с украинских границ в Сирию, и это политика отчасти оправдана, что подтверждается и последними заявлениями официальных лиц Кремля.

Если разобрать центры силы в Сирии, то не вооруженным глазом станет видно, что США и Турция имеют в своем распоряжении сирийскую оппозицию, ISIS и Джебхат ан-Нусру, тогда как у Ирана там имеется «Хезболла», алавитская власть Башара АСАДА и подразделения Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР).

У России же в этом регионе только военные базы, в которых недавно было пополнения и власть АСАДА. Поскольку курды — единственные, кто вел эффективную борьбу с ISIS,  но в тоже время пока не «присягнули» одной из групп внешних игроков, Россия попытается их перетянуть на свою сторону, что, конечно, не понравится Анкаре, видящей в «курдском поясt» серьезную для себя угрозу.

Тем не менее, такой ход не окажет негативного влияния экономические отношения Турции и России, потому что и та и другая стороны знают и понимают правила политической борьбы. Москве и Анкаре уже приходилось продолжать экономическое сотрудничество на фоне политических расхождений по принципиально важным вопросам, в частности речь идет и об участии президента России в мероприятиях в Ереване ввиду столетней годовщины событий 1915 года.

Сегодня России крайне необходимо, чтобы у власти в Турции остался Реджеп ЭРДОГАН, который способен не всегда идти на поводу интересов США.

Ниджат ГАДЖИЕВ, Сubepost.

АКТУАЛЬНО