«СТРАТЕГИЯ» ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ ЛОНДОНА ПРОТИВ МОСКВЫ

«СТРАТЕГИЯ» ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ ЛОНДОНА ПРОТИВ МОСКВЫ
85

Нынешнее состояние отношений между Россией и Западом называют то новой «холодной войной», то «гибридной войной» в части ее экономической и информационной составляющих.

При этом, в российском обществе наличествует ошибочное суждение, мол, против Москвы «воюет» исключительно Вашингтон, а Брюссель, Берлин, Париж, Варшава и даже Лондон по большей части лишь имитируют, но не могут покинуть коалицию, будучи сильно зависимы от пресловутого дяди Сэма.

Возьмем для примера Великобританию. Ее правительственные структуры еще в 2014-м начали реализовывать «Коммуникационную стратегию России/Украины 2014-17». Как ясно из названия, программа рассчитана, как минимум, вплоть до 2017 года.

Часть этого комплекта документов уже мелькала в интернете. Но их там несколько. Есть и с грифом «Несекретно», есть и «Для служебного пользования», и загрифованные «Официально секретно». Очень интересное чтение, в котором совершенно четко сказано, что «борьба с расширением пропаганды России является национальным интересом Великобритании».

С чем именно борются служащие Ее Величества с помощью «Стратегии»? С основными направлениями деятельности России, к которым, как они выяснили в результате проведенных исследований, относятся:

  • Продвижение русского языка и культуры.
  • Защита русских за рубежом.
  • «Евразия» и «Русский мир» как политический и культурный блок.
  • Традиционные социальные ценности.
  • Прославление роли России во Второй Мировой войне в борьбе с фашизмом.
  • Антиамериканизация, и Россия как жертва Западной агрессии.

Стоит отметить, что британские профессионалы тайной войны выделили четко очерченные группы целевой аудитории для своей информационной «Стратегии».

  • «Русская широкая публика, включая уровень студентов (особенно в крупных городах».
  • «Русская элита, взгляды которой могут сдержать политические действия властей. Реформаторски настроенная элита и используемая оппозиция».
  • «Русскоговорящая Украина (особенно восток).
  • «Русская диаспора в Великобритании».
  • «Элита стран Евросоюза и НАТО, руководство крупных компаний этих стран, занимающее умеренную позицию, а также элита стран БРИК, особенно Бразилия и Индия».
  • Население Великобритании, особенно личности, формирующие общественное мнение».
  • «Население стран Балтии».

Стратегия_220Естественно, все облечено в формулировки «для противодействия российской пропаганде и дезинформации», «альтернативные факты», чтобы создать ощущение разоблачения России в постыдных действиях, но при этом в силу необъявленных причин такая «честная» борьба «за правду» проходит под грифом «Секретно» и меньше всего хочет оказаться, что называется, «на свету».

С исключительной британской пунктуальностью расписан план проведения «Стратегии», которая была одобрена на очень высоком уровне — Советом национальной безопасности (СНБ), который в 2010-м создал в структуре правительства премьер-министр Дэвид КЭМЕРОН.

Ведомство координирует работу министерств и агентств соответствующего профиля в специфических областях. А в его руководящий состав входят старшие министры, военачальники и руководители спецслужб.

«Мы рекомендуем начать с … присутствия в русскоговорящих социальных сетях Vkontakte, LiveJournal.ru и Odnoklassniki трехфазовым подходом, установленным Правительством Ее Величества (ПЕВ) для долгосрочного успеха», — читаем мы в «Стратегии».

Далее расписывается собственно технология. Фаза I — создание и активация аккаунтов, на что потребуется всего одна неделя. На фазу II отводится от 4-х до 6-ти недель, и в этот период сотрудники, занятые в программе должны «слушать и учиться». Только после этого наступает время для фазы III — «активное взаимодействие и осуществление плана».

Детально расписывается и то, кто будет всем этим заниматься: «мультидисциплинарная команда, состоящая из сотрудников МИД и Министерства Обороны, собранные в 4-6 основных групп, а также привлеченные со стороны лица.  С возможностью расширения». Что касается персонала, то это должны быть русскоговорящие сотрудники уровня С4, которые находятся в Лондоне, Москве, Киеве.

В целях нейтрализации «российской пропаганды» для «широкой русской публики, включая уровень студентов», используются «основные сообщения», несущие следующие смыслы: «военное присутствие России в Украине, российские солдаты гибнут в необъявленной войне, российская экономика страдает из-за ее политики в отношении Украины, увеличивается международная изоляция России».

А вот для русскоговорящей Украины, особенно востока страны, темы «основных сообщений» выглядят иначе: «Украина сильнее вместе. Украинское правительство легитимно и старается изо всех сил. ДНР и ЛНР нелегитимны. Крым является и должен быть частью Украины. Международное сообщество поддержит Украину и поможет. Украина должна провести реформы и искоренить коррупцию. Сближение с Евросоюзом — это путь к прогрессу».

Русскую элиту пугают ухудшением экономической ситуации из-за санкций и непоколебимостью Евросоюза и НАТО. А политическую элиту стран Балтии, наоборот, успокаивают тезисами о том, что «Россия будет не в состоянии дестабилизировать местное население, и что ст. 5 (очевидно, речь идет об Уставе НАТО и предоставлении помощи в случае агрессии — прим. авт.) остается священной».

Впрочем, для того, чтобы «русская широкая публика, включая студентов», осознала, что «была обманута своими лидерами и создала общественное давление», годится не только тема Украины. Воздействие осуществляется в рамках нескольких компаний, в том числе, «Помни Крым», «Военное присутствие России в Украине», «Санкции работают», «Свобода СМИ», «Антикоррупция».

Кроме квалифицированных русскоговорящих сотрудников из числа британцев, есть еще и специальная команда, работающая офлайн, в которую запланировано привлечение «русских эмигрантов, которые понимают современные культурные и социальные нюансы».

Авторы «Стратегии» прекрасно отдают себе отчет в том, что такие действия несут в себе определенную опасность. Например, в случае взлома аккаунтов хакерами, которые могут получить «доступ к именам друзей и комментариям, а также полное завладение аккаунтом».

«В обоих случаях присутствие Правительства Ее Величества будет скомпрометировано и подвержено репутационному риску». А потому особое внимание в этой работе британцы придают вопросам безопасности.

Помимо стандартных уже условий, согласно которым компьютеры, предназначенные для описанной деятельности, не должны иметь никакой связи с серверами МИД Великобритании или Министерства Обороны, на них запрещена какая-либо иная деятельность, кроме как в рамках «Стратегии».

Согласно требованиям безопасности, «назначенные пользователи» (те, кто имеют право работать в данных аккаунтах — прим. авт.) отбираются персонально. Их кандидатуры согласовываются и с «Руководителем Коммуникационной программы, и с Отделением Восточной Европы и Центральной Азии».

Другой нюанс информационного пространства России, по мнению служащих Ее Величества, заключается в том, что социальные сети охраняются «профессиональными, спонсируемыми Кремлем троллями», а это значит, что сообщения «назначенных пользователей» могут быть подвергнуты высмеиванию, а также травле и угрозам. Поэтому они должны пройти специальный инструктаж по личной безопасности, если физически находятся на территории бывшего СССР.

В силу этого большая часть мероприятий офлайн, направленных на реализацию данной «Стратегии», проводится за пределами территории России.

Так, например, как следует из отчета об уже выполненной работе, в Риге и Киеве МИД Великобритании провел тренировки «18 офицеров стратегии коммуникации Министерства обороны Украины», на конференции в Праге «для 60 русскоговорящих журналистов-диссидентов проведена презентация», «проведены тренинги 16 журналистов в Харькове, внимание было сосредоточено на репортажах об обострении конфликта и вынужденных переселенцах, 42 украинских правительственных чиновника прошли медиа-тренинг» и так далее.

Но образцом работы в рамках «Стратегии», которым ее разработчики гордятся особенно, стала презентация «Как скомпрометировать инфографический твит российского танка». Ей восхитились и интернет-портал The Huffington Post, и даже столп британского вещания ВВС.

Следующими шагами в реализации «Стратегии» авторы планировали (отчет был завершен весной этого года) использование сети российских журналистов для определения контента своих аккаунтов, антикоррупционную кампанию, тренинги большего числа журналистов, кампанию на тему свободы СМИ в России. Судя по нарастающей активности в тех же соцсетях, начиная с нынешнего лета, все идет в соответствии со «Стратегией».

По материалам «Комсомольской правды».

АКТУАЛЬНО