В ходе традиционной пресс-конференции в конце минувшего 2015 года Президент России Владимир ПУТИН заявил, что Москва настроена на восстановление отношений с Тбилиси и отмены визового режим для грузинских граждан. Буквально на следующий день о возможности введения облегченного визового режима с Грузией заявил и Евросоюз. Однако к настоящему моменту дальше слов и Москва, и Брюссель не пошли.
Кроме того, опыт Молдавии показывает — пересекая границу Шенгенской зоны, гражданам Грузии нужно будет иметь при себе практически все те документы, которые требуются обычно для получения визы. Сотрудник иммиграционной службы вправе попросить подтвердить цель и условия поездки, доказать наличие достаточного количества средств для пребывания на территории Евросоюза и последующего возращения.
В частности, для доказательства платежеспособности может понадобиться предъявить дорожные чеки, подтверждение бронирования жилья, наличную валюту и даже наличие средств на кредитной карточке. Требуемая сумма напрямую зависит от продолжительности и выбора страны или стран поездки.
В случае посещения родственников или знакомых следует иметь при себе приглашение и информацию о приглашающем — адрес и телефон. Если целью поездки является участие в деловой или научной конференции, то необходимо иметь с собой приглашение на нее. Имеют право запросить медицинскую страховку и обратный билет.
Опять таки из опыта Молдавии: только за первый год действия безвизового режима полторы тысячи молдаван, по разным причинам, не были допущены в страны Евросоюза, а две с половиной тысячи — нарушили сроки пребывания в странах Евросоюза и стали «невъездными».
Разумеется, в случае отмены визового режима со стороны России в отношении граждан Грузии будут куда менее драконовские условия, чем есть в Евросоюзе. Даже сейчас, когда на российской территории нелегально находятся тысячи грузинских граждан, нет практики их массовой департации и занесения в список «невъездных». В отдельных случаях подобные меры применяются лишь в отношении авторитетов криминального мира и заподозренных в иных противоправных действиях — в частности, в шпионаже.
Несмотря на то, что буквально уже через неделю после декабрьского заявления ПУТИНА были значительно упрощены требования к гражданам Грузии для получения российских виз, в самой Грузии по-прежнему с большим скептицизмом относятся к возможности упрощения Россией визового режима.
Особенно после комментария главы ее внешнеполитического ведомства Сергея ЛАВРОВА, заявившего в ходе своей большой пресс-конференции о невозможности этого шага без восстановления дипломатических отношений между двумя странами и остающейся крайне высокой угрозы проникновения террористов с грузинской территории.
«Мы за то, чтобы отношения с Грузией были нормальными, добрососедскими. Мы исходим из того, что грузинский народ не должен расплачиваться разрывом связей со своими российскими соседями, связей, в которых и грузины, и россияне заинтересованы. Ими расплачиваться за преступные ошибки политики СААКАШВИЛИ, наверное, несправедливо. Мы готовы пойти в перспективе на безвизовый режим, но немножко странно, если это будет обсуждаться в период, когда у нас нет дипломатических отношений, которые разорвали не мы», — заявил глава МИД России.
Камнем преткновения в последнем вопросе, как известно, является статус Абхазии и Южной Осетии. Москва, как и еще несколько мировых столиц, признали их государственный авторитет, в то время как в Тбилиси продолжают считать их «оккупированными». Официальное определение данных территорий не смягчилось даже после прихода к власти в Грузии значительно более лояльно настроенных по отношению к Кремлю, чем их предшественники, миллардера Бидзины ИВАНИШВИЛИ и его «мечтателей».
Отсутствие дипотношений, меж тем, не помешало Грузии в одностороннем порядке упростить для россиян визовый режим. Сделано это было весной 2012 года еще во время правления президенства Михаила СААКАШВИЛИ.
Многие сочли это очередным PR-ходом со стороны скандального политика, однако факт остается фактом. И об этом в беседе с PolitRUS напомнила редактор отдела политики журнала «Тбилиселеби» Нино ХАЧИДЗЕ.
«Вы знаете, что Грузия в одностороннем порядке отменила визы для граждан России после войны 2008 года. Сначала для жителей республик Северного Кавказа, а затем и для всех россиян. У Москвы было достаточно времени проявить добрую волю, если в ее интересы входило улучшение отношении между двумя странами — если вообще можно говорить об этом с учетом признания с ее стороны «суверенитета» Абхазии и Цхинвальского региона. Был и удачный повод — смена власти в Грузии в 2012 году, но вместо позитивных шагов Москва подписала с Сухуми и Цхинвали соглашения о стратегическом партнерстве и так далее», — говорит Нино ХАЧИДЗЕ.
При этом она не видит, чем поможет находящейся в кризисе грузинской экономике «визовый подарок» от Кремля, если он вообще будет сделан в обозримом будущем. Тем более, очень высоки опасения в грузинском обществе, что как предоставив упрощенный визовый режим, Кремль так же отменит его в самый сложный для Грузии период, усилив еще какими-нибудь санкциями.
«Вот вы оцениваете вероятность решения об отмены виз протянутой рукой дружбы со стороны Москвы, в то время как господин ЛАВРОВ опять заговорил об опасности терроризма из Панкисского ушелья — несмотря на то, что все знают — тем более спецслужбы России, что в Панкиси нет никаких баз террористов, их там просто быть не может — просто даже исходя из географии. Это я к тому, что опять Россия одну руку якобы протягивает, а другой рукой наносит удар», — сетует грузинский эксперт.
Госпожа ХАЧИДЗЕ также высказывает скепсис в отношении версии о «визовом подарке» Кремля как составляющей кампании поддержки «Грузинской мечты» на парламентских выборах, намеченных на осень 2016 года.
«Мне кажется, наоборот, это даже может помешать «Грузинской мечте» перед парламентскими выборами, так как местные политические оппоненты могут использовать этот момент против правящей партии и обвинить ее в пророссийской ориентации. С другой стороны, на рейтинге «Грузинской мечты» очень позитивно может отразится отмена виз со стороны Евросоюза», — резюмирует наша собеседница.