РОЛЬ ИРАНА В УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТА В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ

РОЛЬ ИРАНА В УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТА В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ

ФАРХАД ИБРАГИМОВ_135Исламская Республика Иран, как региональная держава не может оставаться в стороне в вопросе армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.

Тегеран всегда выступает за поддержание стабильности и мира в этом регионе, для него важно держать баланс, поддерживать и развивать равные отношения и с Баку, и с Ереваном.

Однако Иран неоднократно заявлял о том, что поддерживает территориальную целостность Азербайджана, а многие известные политические религиозные деятели страны не раз в открытую заявляли о том, что Карабах — это азербайджанская земля и она должна быть немедленно освобождена.

Словом, Иран постоянно пытается противостоять возобновлению конфликта военным путем, последовательно выступая за мирное решение.

Именно в столице Ирана, 7 мая 1992 года (на следующий день будет захвачен азербайджанский город Шуша) подписано Совместное заявление глав государств Азербайджана, Ирана и Армении, в котором сказано следующее: «Стороны договорились, что в течение недели по прибытии в регион специального представителя Президента Ирана, после проведения переговоров с заинтересованными сторонами и при поддержке глав государств Азербайджана и Армении, осуществляется прекращение огня и одновременно открываются все коммуникационные дороги с целью обеспечения экономических потребностей».

Однако посредническая инициатива Ирана была сорвана из-за захвата города Шуша армянскими сепаратистами.
После того, как в мае 1994 года было заключено перемирие в зоне конфликта, Тегеран стремился внести свой вклад в процесс урегулирования и чётко демонстрировал свой интерес в этом вопросе, постоянно взаимодействуя по дипломатическим каналам с Россией. Активность Тегерана снизилась после того, как в ОБСЕ был сформирована Минская группа с участием России, США и Франции.

Если объективно рассматривать ситуацию, то можно заметить, в каком нелегком положении находится Иран. Все дело в том, что Иран рассматривает Армению как «младшего партнера» в своем старинном геополитическом противостоянии с Турцией и регулярно выражает самые доброжелательные намерения в адрес армян.

Именно за счет Ирана в Армении была начата реализация целого ряда инвестиционных проектов, таких как строительство сразу двух ГЭС на реке Аракс. Кроме этого, Армения с ее невысокими ценами и свободной продажей алкоголя давно стала очень популярным направлением для иранских туристов — в год сюда приезжает более ста тысяч гостей из Исламской Республики.

А теперь рассмотрим ситуацию c другой стороны. Для Ирана принципиально важным является поддержание нормальных отношений и с Азербайджаном. Дело не только в том, что азербайджанцы являются второй по численности этнической группой в Иране (на территории Исламской Республики проживает более 20 млн этнических азербайджанцев), а на юге Азербайджана компактно проживают родственные иранским народам талыши.

Через Азербайджан проходит международный транспортный коридор «Север-Юг», который соединяет порты Балтийского моря и Индийского океана. Россия, Иран и Азербайджан не раз проявляли заинтересованность в развитии этого маршрута.

Именно поэтому Иран и придерживается сохранения баланса взаимоотношения с каждой из этих стран и сегодня двусторонние форматы сотрудничества и с Азербайджаном, и с Арменией особенно востребованы в деле поддержания такого баланса.

19 февраля 2010 года посол Ирана в Армении Сейид Али САГАЙАН сделал ряд важных заявлений, касающихся урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. В очередной раз была подтверждена позиция Ирана о необходимости мирного урегулирования конфликта и готовности иранской стороны внести свой вклад в налаживание отношений между Арменией и Азербайджаном.

Представляя позицию Ирана относительно возможности размещения миротворческих сил в зоне конфликта, посол САГАЙАН заявил, что судьбу этих территорий должны решать стороны конфликта.

«Иран, как страна, де-факто имеющая общую границу с Карабахом, выскажет свои замечания и позицию относительно состава миротворческих сил, которые, возможно, будут размещены на этих территориях», — подчеркнул иранский дипломат.

ИРАН ПРОЯВИТ АКТИВНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КАРАБАХСКОГО КРИЗИСА Как и Россия, Иран заинтересован исключительно в мирном исходе противостояния двух соседних государств в кавказском регионе

ИРАН ПРОЯВЛЯЕТ АКТИВНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КАРАБАХСКОГО КРИЗИСА
Как и Россия, Иран заинтересован исключительно в мирном исходе противостояния на Южном Кавказе

Весной того же 2010 года Иран активно предлагал и Армении, и Азербайджану свои посреднические услуги. Инициатива Тегерана по организации встречи между представителями Еревана и Баку, о которой 19 апреля 2010 года заявил Министр иностранных дел Ирана Манучехр МОТТАКИ, виделась в качестве содействия сторонам конфликта в поиске точек сближения их позиций.

Под этим понимается тот факт, что дипломатическая инициатива Ирана обладает объективной основой, просто потому, что Тегеран имеет ровные отношения со всеми сторонами конфликта.

Помимо этого, любые обсуждения вопроса, касающиеся о возможном размещении миротворческого контингента в будущем в зоне конфликта, не могут не учитывать мнение Ирана как по составу, так и по мандату миссии вблизи его государственной границы.

В ходе визита в Баку в ноябре 2010 года тогдашний Президент Ирана Махмуд АХМАДИНЕЖАД подтвердил стремление своего государства к урегулированию конфликта, а в ходе рабочего визита в Тегеран, Президент Армении Серж САРГСЯН в августе 2013 года, помимо других вопросов, касающихся двустороннего сотрудничества, обсудил уже с ныне действующим Президентом Ирана Хасаном РУХАНИ ход урегулирования Карабахского конфликта.

В конце сентября, на полях 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств Армении и Ирана.

Не стоит забывать и то, что в это же время от России Иран сумел достичь существенного прогресса в деле наращивания военно-технического сотрудничества. Вице-премьер Правительства России Дмитрий РОГОЗИН подтвердил сообщение МИД Ирана о поставках первой партии российского зенитно-ракетного комплекса С-300, которые, кстати, Тегеран на днях уже продемонстрировал на военном параде.

Иран отозвал иск против России из Международного арбитражного суда, который был подан после того, как выполнение контракта, заключенного еще в 2007 году, было приостановлено из-за международных санкций. Всему этому предшествовала целая серия взаимных визитов Министра обороны России Сергея ШОЙГУ и его иранского коллеги Хосейна ДЕГХАНА.

Если рассматривать ситуацию в целом, то позиция Исламской Республики по урегулированию вопроса в Нагорном Карабахе сводится к двум важным моментам. Первое — это исключительно мирное решение урегулирования конфликта, отсюда следует сделать вывод, что силовые методы абсолютно недопустимы.

Второе — Иран считает, что наиболее правильным будет вовлечение в мирный процесс в качестве посредников исключительно государств региона, то есть тех стран, которые территориально имеют отношение к государствам Южного Кавказа.

В Тегеране также неоднократно спрашивают, почему в расширенном формате Минской группы нет Ирана — государства, имеющего международно-признанные границы с Азербайджаном и Арменией.

Стоит отметить, что и в Баку неоднократно заявляли о своем недовольстве Минской группой ОБСЕ, которая действительно не смогла добиться значительных успехов в продвижении урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.

По большому счету, Баку не столь важно, какие государства будут задействованы в качестве посредников: важен результат, в котором заключается установление контроля над всеми территориями.

«Элементом геополитического баланса вокруг конфликта заключались в доверительных отношениях между Россией и Турцией, а сегодня этот элемент разрушен. Вопрос сохранения мира (точнее, предотвращения большой войны) — это вопрос восстановления баланса. Поскольку российско-турецкие отношения не вернутся к прежнему уровню в ближайшее время, именно Иран оказывается особенно важен в поддержании регионального баланса», — считает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай СИЛАЕВ.

В отношениях Ирана со странами, которые так или иначе вовлечены в армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт, противоречий хватает и с Россией, и с Турцией, и с Арменией, и с Азербайджаном.

Однако после начала российско-турецкого конфликта из всех стран, граничащих с Арменией и Азербайджаном, Иран оказался единственным государством, которое воспринимается всеми заинтересованными сторонами как условно нейтральное.

Сегодня Иран находит разные пути укрепления экономических связей и с Азербайджаном, и с Арменией, несмотря на то, что практически все экономические санкции против Ирана сняты.

К примеру, Тегеран готов расширить сотрудничество с Ереваном в энергетической сфере, а также ускорить процесс реализации транспортного проекта с Баку (железная дорога Казвин-Решт-Астара).

По логике Тегерана, экономика должна быть поставлена на службу политики, но не для того, чтобы ослабить позиции других стран, а для того чтобы это служило неким ориентиром на устранение политических разногласий и сближение позиций конфликтующих сторон.

Фархад ИБРАГИМОВ, редактор ARTICLE RUSSIA.

Источник.

АЗЕРБАЙДЖАН