РОССИЯ, ИРАН И АЗЕРБАЙДЖАН ЗАМКНУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЬЦО ВОКРУГ КАСПИЯ

РОССИЯ, ИРАН И АЗЕРБАЙДЖАН ЗАМКНУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЬЦО ВОКРУГ КАСПИЯ

Руководители железных дорог России, Ирана и Азербайджана в ходе Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи подписали соглашение о совместном развитии международного транспортного коридора «Север-Юг».

Подписи под документом поставили президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег БЕЛОЗЕРОВ, заместитель Министра дорог и городского развития Исламской Республики Иран (ИРИ), председатель совета директоров и президент Иранских железных дорог доктор Мохсен Пурсейед АГАЙИ и председатель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавид ГУРБАНОВ.

Документ предусматривает формирование тарифов для привлечения грузопотоков и дальнейшего развития маршрутов международного транспортного коридора «Север-Юг», включая организацию опытного контейнерного поезда между иранским портовым городом Бендер-Аббас на юге страны и Москвой.

Международный транспортный коридор «Север-Юг» предполагает мультимодальные маршруты перевозки пассажиров и грузов общей протяженностью 7200 км от Санкт-Петербурга до Мумбаи (Индия).

Как отмечают в ОАО «РЖД», эти маршруты привлекательны для транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и стран Юго-Восточной Азии на российскую территорию (через Каспийское море) и далее в Северную и Западную Европу.
Выступая в ходе форума, президент ОАО «РЖД» отметил, что в последнее время в связи со снятием международных санкций с Ирана перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг» существенно увеличились.

«За четыре месяца этого года объемы перевозок между Россией и Ираном возросли более чем на 25%. Уверен, потенциал у нас очень большой: это не сотни тысяч, а миллионы тонн грузов», — поделился оптимизмом Олег БЕЛОЗЕРОВ.

По его словам, дополнительную надежность транзиту грузов по территории Ирана может обеспечить линия Решт (Иран) — Астара (Азербайджан). Так называемая «западная ветвь» транспортного коридора «Север-Юг» станет эффективным дополнением к построенной в 2014 году «восточной ветви» — железнодорожной линии Узень (Казахстан) — Горган (Иран), проходящей по восточной стороне Каспийского моря транзитом через территорию Туркменистана.

Таким образом, вокруг Каспия может появиться замкнутое железнодорожное кольцо, которое позволит расширить спектр маршрутов в регионе для грузовых и пассажирских потоков.

«Мы проводим системную работу по созданию надежного евроазиатского транспортного пути, максимально используя «пространство 1520», — подчеркнул президент ОАО «РЖД».

Развитие торговых отношений Москвы и Тегерана стало одной из главных тем переговоров властей двух стран сразу после снятия санкций с Ирана. Ранее, 16 мая, таможенные службы России и Ирана подписали ряд документов о сотрудничестве, в том числе протокол об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между Россией и Ираном.

По информации Федеральной таможенной службы РФ, стороны договорились обмениваться информацией о таможенной стоимости пересекающих границу товаров и подписали план действий по развитию российско-иранского сотрудничества в таможенной сфере на 2016-2017 годы.

В Российско-Иранском деловом совете при Торгово-промышленной Палате РФ пояснили, что объявленные с начала 2012 года антииранские санкции значительно усложняли торговлю между Ираном и Россией, в то время как таможенный «зеленый коридор» откроет новые перспективы для сотрудничества.

«До введения санкций объем двусторонней торговли превышал 3 млрд долларов в год. Но по итогам, например, 2014 года он составил 1,68 млрд», — сообщили в Российско-Иранском деловом Совете.

Основные направления экономического сотрудничества — расширение атомной электростанции в Бушере, военно-техническое взаимодействие и поставка российских экспортных товаров, которые и ранее шли в достаточно больших объемах (прокат черных металлов, зерно и пиломатериалы).

Объемы этих сырьевых грузов останутся прежними, полагают в Российско-Иранском деловом Совете, однако существует также достаточно широкая номенклатура других товаров, которые будут поставляться, если цены будут приемлемыми для обеих сторон, полагают в совете.

Емкости и российских, и иранских портов достаточно, вопрос в более полном их оснащении. Что касается товаров из Ирана — это товары традиционного иранского экспорта — свежие овощи и фрукты, орехи, сухофрукты, томатная паста, морепродукты.

Но для того, чтобы их возить по морю, нужны контейнеры-рефрижераторы, что требует инвестиций и дооснащения, считают в Российско-Иранском деловом Совете.

ВИТАЛИЙ АРЬКОВ

ВИТАЛИЙ АРЬКОВ

«Тегеран заинтересован в продукции российского машиностроения, оборудовании и составляющих для добычи и транспортировки нефти и газа, и уже расширяет сотрудничество в этой сфере, заключая договоры, в частности, с крупными производителями на Урале и в Сибири. Нельзя забывать о продаже Россией Ирану вооружений и зерновых — объемы и того, и другого демонстрируют тенденции роста. Конечно же, серьезный рост объемов сотрудничества с Ираном демонстрирует «Росатом», — считает эксперт по ближневосточной политике Виталий АРЬКОВ.

По его словам, о росте товарооборота между двумя странами говорит и тот факт, что НПК «Уралвагонзавод» уже разработал специально для Тегерана шесть модификаций грузовых вагонов — их поставки в Иран начнутся уже в этом году. Поскольку объем заказа составляет порядка 10 тысяч единиц, ведутся переговоры об открытии в самом Иране совместного с «Уралвагонзаводом» производства.

В обратном направлении идет, в первую очередь, продукция иранского аграрного комплекса: свежие и сушеные овощи и фрукты, оливки и оливковое масло, рыба и морепродукты, мясо и молоко, а также хлопок, шерсть и продукция легкой промышленности.

Тегеран также хочет вернуться на российский автомобильный рынок — с бюджетными моделями легковых автомобилей и грузовиков от Iran Khodro и Saipa вплоть до организации сборочного производства в России.

«Расположенный между Россией и Ираном Азербайджан в последнее время весьма преуспел в развитии транспортной инфраструктуры, в том числе через интеграцию в масштабный проект Транскаспийского международного маршрута, по которому грузы из Китая через территорию Казахстана и на паромах по Каспию доставляются в азербайджанский морской торговый порт в Аляте, а затем идут в Грузию, Турцию, Болгарию и другие страны Южной Европы. Аналогично этому Азербайджан мог бы расширить свое участие в транзите грузов между Россией и Ираном», — считает Виталий АРЬКОВ.

По его мнению, наиболее перспективные направления перевозок грузов между Ираном и Россией связаны с использованием железнодорожного транспорта. Ранее, в середине марта, в Баку (Азербайджан) прошла трехсторонняя встреча представителей ОАО «РЖД», ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и железных дорог Исламской Республики Иран с участием АО «РЖД Логистика», ПАО «ТрансКонтейнер» и ООО «ADY Express» (дочернее общество ЗАО «Азербайджанские железные дороги»).

Стороны подтвердили важность развития мультимодального маршрута Индия-Иран-Азербайджан-Россия, по которому на регулярной основе будет организована перевозка контейнерных грузов.

По территории Ирана из порта Бендер-Аббас до погранперехода Астара транспортировка будет осуществляться с использованием железной дороги (Бендер-Аббас-Казвин) и автомобильного транспорта (Казвин-Астара).

ВАСИЛИЙ ПАПАВА

ВАСИЛИЙ ПАПАВА

«Соединение железнодорожных путей России и Азербайджана решает целый ряд проблем, возникших по политическим причинам, и обеспечивает иранским товарам относительно легкий доступ на российские рынки», — считает эксперт по Ближнему Востоку, иранист Василий ПАПАВА.

Он напомнил, что Азербайджан уже имеет проект железной дороги, которая пройдет от азербайджанской Астары по направлению к Астаре иранской. Большая часть иранского участка достроена: линия Решт-Казвин длиной 205 км и пропускной способностью 1,4 млн пассажиров и 5-7 млн тонн грузов в год уже функционирует.

Проектируемая сегодня линия соединит Астару с Рештом, который находится в нескольких километрах от иранского порта Анзали (крупнейший иранский порт на Каспии). Общая стоимость проекта Казвин-Астара оценивается на уровне порядка 200 млн долларов.

«Экономическое значение складывающихся транспортных реалий по-настоящему трудно переоценить, а, учитывая предварительные оценки пропускной способности уже действующих и готовящихся к запуску железнодорожных путей, они не только окупятся, но и станут важным фактором укрепления экономики каждой из прикаспийских стран», — полагает Василий ПАПАВА.

Эксперт считает, что железнодорожное кольцо вокруг Каспийского моря не только свяжет пять прикаспийских государств надежным круглогодичным сообщением, но и интегрирует региональные транспортные сети в другие, не менее масштабные проекты, выведя местные товары в Индийский океан, Китай, Пакистан, Индию и Европу.

Мария ПЛАТОНОВА, Gudok.ru.

АЗЕРБАЙДЖАН