Совершившие захват здания полиции в Ереване — радикалы, не имеющие подавляющей поддержки в армянском обществе. Это люди, стоящие на крайне радикальных позициях, которые требуют продолжать войну с Азербайджаном, накапливают оружие, выступают против действующей власти, называя ее соглашательской, слишком мягкой, считает руководитель аналитического центра Alte et Certe Андрей ЕПИФАНЦЕВ:
— Что их побудило к действию? Арест их лидера Жирайра СЕФИЛЯНА. При этом СЕФИЛЯН не находится в армянском политическом мейнстриме. Даже при том, что в Армении достаточно много людей, недовольных властью, СЕФИЛЯН не является лидером для них всех, так как он слишком радикален.
Тем не менее сам факт ареста СЕФИЛЯНА спровоцировал его сторонников на последующие действия. Наверняка тут сработало не только желание вернуть свободу своему лидеру, но и опасения, что вслед за арестом СЕФИЛЯНА последуют и аресты его сторонников. Так что захват помещения полиции — это, со стороны армянских радикалов, «самооборона на упреждение».
Другое дело, что, поступая таким образом, они действительно надеялись вывести народ на улицы. Надеялись задействовать для этого недовольство населения нынешней властью. Уровень протестных настроений в Армении достаточно заметен и вызван целым рядом объективных причин. В стране не самая лучшая экономическая ситуация, высокий уровень коррупции. Не всем нравится стремление превратить страну в парламентскую республику и связанные с этим неконституционные изменения.
Конечно, нельзя забывать и об определенном чувстве разочарования, появившемся по результатам «четырехдневной войны» в Нагорном Карабахе. Армянские вооруженные силы оказались не способны полностью воспрепятствовать наступлению азербайджанской армии, хотя все предыдущее время официальный Ереван убеждал свое население в обратном.
Сходит на нет предыдущая армянская политическая парадигма, которая строилась на уверенности, что Минская группа ОБСЕ и политическое международное мнение будут гарантированно удерживать Азербайджан от нападения, и позволят если не легализовать «НКР», то, по крайней мере, практически навечно сохранить сложившийся в «НКР» status quo. Что, конечно, тоже добавляет нестабильности ситуации в Армении.
Тем не менее, все эти причины так и не позволили сторонникам СЕФИЛЯНА поднять волну массового народного возмущения правительством. Да этого и не могло случиться. Для широких кругов армянского населения СЕФИЛЯН не тот человек, за которым общество пойдет. Так что силовая акция его сторонников, уже приравненных в Армении к террористам, обречена на провал.
Сейчас многие критикуют неудавшийся военный переворот в Турции, говорят об ошибках в его планировании. Знаете, глядя после мятежа турецких военных на действия армянских радикалов, можно сказать, что в Ереване планирования не было вообще. Не начинают государственных переворотов с захвата одного полицейского участка. Это говорит не о том, что в Армении не может быть мятежа или бунта. Вполне себе может. Но по другой причине.
Например, если в обществе станет известно, что правительство идет на широкие уступки по Карабаху. Армянское общество этого, конечно, не примет. Штурм же полицией помещения, захваченного людьми СЕФИЛЯНА, армянское общество встретит с пониманием. Какого-то слишком негативного отклика такие действия силовиков не вызовут.