Чем ближе парламентские выборы в Грузии, тем все чаще наблюдатели, пусть пока и осторожно, но говорят о вероятности реванша «Единого национального движения». Оптимизма в этом не разделяет грузинский политолог Гела ВАСАДЗЕ. В беседе с PolitRUS аналитик также поделился своим видением того, как могут проголосовать избиратели: за «националов» или против «мечтателей».
Существует ли вероятность победы «националов»? Да, существует, иначе не имело бы смысла проводить выборы. За кого будут голосовать избиратели 8 октября, говорить уверенно в конце июля не совсем серьезно. Мы ведь не знаем, какие события могут произойти в Грузии и в мире, за оставшиеся месяцы.
Если говорить о положении дел на сегодня, конечно, у партии власти есть определенное преимущество. Данное преимущество обусловлено административным ресурсом и общей инертностью масс. Сумеют ли «националы» привлечь неопределившихся на свою сторону, вопрос открытый. Тех усилий, которые предпринимаются «Единым национальным движением», сегодня для этого явно недостаточно.
Более реалистичный прогноз: «Единое национальное движение» не наберет по итогам выборов большинства в парламенте, но может получить контроль посредством создания парламентской коалиции. Какие партии, способные на коалицию с «националами» имеют реальные шансы на места в новом парламенте?
Рассуждающие о возможности коалиционного правительства в Грузии просто не знакомы с политическими реалиями и выборной системой. Коалиционное правительство было возможно только в том случае, если бы, как того обещала «Грузинская мечта» и как того требовали все другие политические партии, выборы проходили бы по пропорциональной системе.
Однако это «счастье» ждет нас только через четыре года, а пока в парламент Грузии 77 депутатов избирается по пропорциональной системе, а 73 — по мажоритарной.
В пропорциональной системе вряд ли какая-либо из политических партий наберет более 50%. А вот что касается мажоритариев, то тут большинство мест будут разделены между «мечтателями» и «националами», с большой вероятностью второго тура во многих округах.
Это означает, что по любому у победившей партии будет достаточно голосов, чтобы сформировать правительство самостоятельно, безо всяких парламентских коалиций.
Как Вы считаете, насколько велико будет использование правящей коалицией пресловутого административного ресурса и иных сомнительных способов влияния на результат выборов?
Конечно, власть использует административный ресурс максимально, тут и к гадалке ходить не надо. Другой вопрос, насколько использование данного ресурса будет связано с насилием и противоправными действиями.
По многим признакам внутри самой правящей партии сегодня идет борьба между сторонниками жесткой линии и так называемыми «либералами». То, как закончится эта борьба, во многом предопределит действия власти и вообще сам ход парламентских выборов в Грузии.
В случае «реставрации» «Единого национального движения» в руководстве Грузии возможно ли возвращение на Родину Михеила СААКАШВИЛИ и в каком качестве?
Не стал бы называть возможную победу «националов» реваншем или реставрацией. И «Единое национальное движение» уже не то, и «Грузинская мечта» другая, да и политическое поле очень непохоже на то, что было в 2012 году.
С большой степенью вероятности можно утверждать, что в случае победы «националов» СААКАШВИЛИ вернется в Грузию, но это чисто гипотетический вариант. Так какой же смысл строить прогнозы?!