Нагорно-Карабахский конфликт в нынешней геополитической ситуации перестал быть конфликтом только двух сторон — Армении и Азербайджана.
Об этом свидетельствует и апрельское обострение конфликта в период наибольшей напряженности российско-турецких отношений, и последние события в Ереване, связанные захватом отделения полиции представителями «Учредительного парламента».
Ситуация в Нагорном Карабахе из наследия бездарной политики бывшего советского руководства, «замороженного» конфликта регионального значения становится одной из точек глобального противостояния.
Роль Турции в развитии данного конфликта за последние несколько месяцев изменялась столь же кардинально, как и российско-турецкие отношения. Эскалацию боевых действий в Нагорном Карабахе 2 апреля можно поставить в один ряд со сбитым 24 ноября турецкими ВВС российским Су-24 — это очередная провокационная акция турецкого руководства, на «неоосманских» амбициях которого в очередной раз сыграли западные партнеры.
Очевидно, что азербайджанские власти не решились бы на столь кардинальную эскалацию конфликта без гарантий поддержки со стороны Турции и Запада.
«Последние события в Нагорном Карабахе показали, что у Турции существует значительный потенциал для вмешательства в ситуацию в регионе. Обострение конфликта в Нагорном Карабахе в начале апреля — очевидный признак такого влияния», — считает заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Ереванского госуниверситета Марут ВАРДАЗАРЯН.
Но, как и в случае с российским самолетом, западные «гаранты» готовили для «неоосманского султана» Реджепа ЭРДОГАНА очередную ловушку, направленную на создание прямого конфликта между Турцией и Россией, цель которого — ослабить обе стороны.
Дальнейшее развитие событий показало, что у турецкого президента хватило политической мудрости, чтобы окончательно убедиться в планах Запада использовать его, как пешку для дальнейшего расширения дестабилизации в регионе, а так же в том, что единственным союзником для него в данной ситуации является Россия.
Начало боевых действий 2 апреля сопровождалось беспрецедентно агрессивными заявлениями со стороны Турции. Так бывший премьер-министр этой страны Ахмет ДАВУТОГЛУ заявил о полной поддержке Азербайджана.
«Пусть знает весь мир, что Турция будет стоять с братским Азербайджаном плечом к плечу до конца. Погибшие герои в Азербайджане — это наши погибшие герои. Мы будем рядом с Азербайджаном, пока все его земли, включая Нагорный Карабах, не будут освобождены», — заявлял глава кабинета министров Турции.
В том же духе высказался и сам турецкий лидер, сообщив, что Нагорный Карабах обязательно вернется к своему «настоящему хозяину», вновь станет азербайджанским.
Благодаря самым активным дипломатическим усилиям со стороны России разгоравшийся конфликт удалось приостановить. Большую роль в успехе этих усилий сыграло то, что на протяжении длительного времени Россия последовательно развивала партнерские отношения с обеими сторонами конфликта — Арменией и Азербайджаном.
Сразу после начала боевых действий с армянской стороны прозвучали многочисленные обвинения в том, что Азербайджану осуществлялись поставки российского вооружения, велось активное военно-политическое сотрудничество.
Но во многом именно этот фактор стал определяющим, который позволил оказать соответствующее влияние на азербайджанское руководство и приостановить конфликт.
«Отношения между странами основаны на соглашениях, в том числе о сотрудничестве в военно-технической сфере. Поэтому, если мы себе представим на минутку, что Россия отказалась от этой роли, мы же прекрасно понимаем: это место пустым не будет. Будут покупать оружие в других странах, степень его смертоносности от этого не уменьшится. Но в то же время это может даже в известной степени разрушить баланс, который существует, в связи с тем, что мы понимаем, каковы запросы наших партнеров, и все представляют себе, каков расклад сил в регионе», — четко обозначил позицию Кремля премьер-министр России Дмитрий МЕДВЕДЕВ.
Именно последовательные усилия России по развитию всесторонних отношений и с Арменией, и с Азербайджаном позволили в решающий момент очередной западной провокации, «встроенной» в фактор турецкого влияния в регионе, оперативно купировать разрастающийся конфликт и превратить данный эпизод в очередную «атаку легкой кавалерии» — событие в ходе Крымской войны 25 октября 1854 г., когда высшие чины английской армии послали элитную бригаду легкой кавалерии на штурм русских укреплений, обеспеченных мощной артиллерией, в ходе которого бригада была полностью уничтожена.
Потерпев фиаско на азербайджанском направлении, была осуществлена попытка усиления напряженности в регионе уже со стороны Армении.
Захват здания ППС сторонниками «Учредительного парламента» лишь на первый взгляд был связан с требованиями освободить армянского оппозиционера Жирайра СЕФИЛЯНА. Данную акцию тут же попытались превратить в «точку роста» «майданных» настроений с ультимативными требованиями отставки руководства Армении.
«Сейчас по стечению обстоятельств или умышленно в Армении активизировались те силы, которые настроены радикально и призывают к войне с Азербайджаном. Но после вмешательства Президента России Владимира ПУТИНА ни АЛИЕВ, ни САРГСЯН не заинтересованы идти наперекор России и начинать бессмысленную войну — ни одной из сторон не будет решающего перевеса», — полагает грузинский политический эксперт, глава Института Евразии Гулбаат РЦХИЛАДЗЕ.
Некоторую роль в том, что у радикально настроенной части армянского общества появились значительные поводы для более активных действий могут играть и неоднозначные высказывания непосредственно самого Президента Армении Сержа САРГСЯНА в связи с обострением конфликта.
Так, в частности, во время одной из пресс-конференций он сказал, что захваченные азербайджанской армией в ходе апрельской войны 800 га территории не имеют значения, чем вызвал бурю негодования в армянском обществе.
Арест оппозиционера СЕФИЛЯНА последовал вскоре после того, как во время одного из митингов в Ереване он заявил, что ему, в отличие от президента, необходимо вернуть 800 га земли, захваченных в ходе пятидневного конфликта.
Безусловно, такие заявления и шаги армянского руководства могут провоцировать активную часть общества, ветеранов нагорно-карабахского конфликта к радикальным действиям, чем в свою очередь, стремятся воспользоваться глобальные геополитические игроки, стремящиеся к дальнейшему развязыванию конфликта в регионе.
Особую опасность такие провокации к «смещению» настроений армянского общества в «майданную» сторону представляют на фоне крайне слабой деятельности армянского руководства в сфере экономики и военного строительства.
Наблюдая за дальнейшим усилением военного и экономического потенциала Азербайджана многочисленные участники войны в Нагорном Карабахе с крайним осуждением относятся к нынешним властям Армении и лично к САРГСЯНУ.
Такие настроения в данной среде активных и готовых на самые радикальные действия людей вполне могут использовать умелые манипуляторы, подготовленные по методичкам организации «оранжевых революций».
Дальнейшее экономическое ослабление Армении в связи с отсутствием эффективного руководства со стороны нынешних властей может стать еще одним фактором напряженности в регионе, предпосылкой к нарушению сложившегося баланса, поскольку у Азербайджана, последовательно наращивающего свою военную мощь, будет все больше оснований полагать, что со столь слабым противником неразрешенный конфликт легко можно «урегулировать» именно военным путем.
Вместе с тем, в Ереване нарастают попытки представить переговоры лидеров Армении, Азербайджана и России, дипломатические усилия главы российского МИД Сергея ЛАВРОВА, как попытку «слить» Армению, а ее действующего президента Сержа САРГСЯНА представить предателем армянских интересов.
Данные неслучайные информационные вбросы ведут аудиторию к «естественному» призыву — необходимости свержения действующей армянской власти и войне с Азербайджаном до победного конца.
Однако существуют и точки соприкосновения, в которых существует некоторое единство мнений относительно перспектив мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и с армянской, и с азербайджанской стороны. Так в обеих странах положительно оценивают роль России в данном процессе и, более того, отводят действиям России ключевую роль в успешности мирных переговоров и сохранении мира в регионе.
«В Азербайджане верят в роль России и мы думаем, что Россия играет ключевую роль в этом вопросе и как сильное государство региона, имеющее отношения и с Азербайджаном, и с Арменией, она является ключевой фигурой в этом вопросе. Другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ так же об этом говорят. Думаю, что присутствие России и продолжение мирного процесса даст свои результаты. Мы надеемся на объективный подход России в этом вопросе», — заявил заместитель председателя партии Народный Фронт Азербайджана (НФА) Эльчин МИРЗАБЕЙЛИ.
Схожая позиция и ранее упомянутого заведующего кафедрой международных отношений и дипломатии Ереванского государственного университета Марута ВАРДАЗАРЯНА, который считает, что усилия России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта имеют решающую роль. А инициативы российского руководства оказывают большое влияние на ситуацию в регионе.
«Без России ни один конфликт на постсоветском пространстве не будет урегулирован. После событий пятидневной войны Россия сыграла огромную роль, чтобы предотвратить дальнейшее кровопролитие. Большое значение в этом имеет то, что Азербайджан, сохраняя баланс в отношениях с Европой, США, имеет очень хорошие экономические и культурные отношения с Россией. Мы видим, что усилия Минской группы ОБСЕ не привели ни к одному позитивному шагу. В то же время Россия, являясь сопредседателем в этой группе, играет значительно большую роль, чем вся эта группа», — категоричен председатель Конгресса азербайджанцев в Грузии Али БАБАЕВ.
Еще одним компромиссным направлением является совместное участие Армении и Азербайджана в общих интеграционных процессах на уровне Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и ШОС, а также участии в создании транспортного коридора Север-Юг между Россией, Ираном и Индией.
По мнению Гулбаата РЦХИЛАДЗЕ, очень важно, чтобы все стороны конфликта были вовлечены на добровольной основе в интеграционные процессы. Однако это не должно заключаться только в проведении конференций. Важно, чтобы у соседей по Кавказу возникало желание присоединиться к практическому интеграционному процессу, ведущему к конкретному результату. Такая интеграция предусматривается именно ЕАЭС, убежден грузинский политический эксперт.
Безусловно, совместное участие обеих стран — Азербайджана и Армении — в интеграционных и инфраструктурных проектах, инициируемых Россией, будет способствовать росту конструктивного сотрудничества, смещать «фокус» взаимодействия между этими государствами с неразрешенного конфликта на решение взаимовыгодных экономических и геополитических задач.
В свою очередь, это может стать серьезным фундаментом для налаживания диалога между Арменией и Азербайджаном на принципиально новом уровне, который станет залогом успешного мирного урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
Артур ВЕРНАДСКИЙ, специально для POLITRUS.com.