Говоря о возможном противостоянии России и США в Узбекистане после ухода Ислама КАРИМОВА, нельзя забывать Китай. Это угроза опаснее для России в конкретном регионе, чем угроза со стороны США — китайское влияние в Центральной Азии в разы сильнее американского. Именно эти две державы будут бороться за влияние в регионе, не обращая особого внимания на Россию.
Можно даже сказать, что присутствие России в Центральной Азии пока на руку Китаю, так как избавляет его от необходимости прямого противостояния с США. Как это происходит, например, и на Среднем Востоке, где Пекин борется с Вашингтоном и его союзниками по данному проекту руками Москвы, Анкары и Тегерана.
Архиважно для Москвы, как и для Астаны, сохранение контроля за границей Узбекистана с Афганистаном — для предотвращения проникновения с его территории террористов и превращения Узбекистана в передовую борьбы с т.н. «Исламским государством»* (ИГИЛ, ДАИШ, ISIS), «Талибаном»* и другими радикальными группировками.
Сколь бы не были диктаторскими режимы в республиках Центральной Азии, на сегодня все три оператора — Китай, США и Россия готовы обеспечивать их сохранение у власти, т.к. Душанбе, Ашхабад, Бишкек и Ташкент умело лавируют, учитывая интересы всех трех.
Можно с большой долей вероятности говорить, что после смены режимов в Узбекистане и Таджикистане влияние России будет ослабевать. Но самый страшный сон для Кремля — уход со своего поста Президента Казахстана Нурсултана НАЗАРБАЕВА — ключевого партнера и соратника на всем постсоветском пространстве.
События, последующие за его уходом с авансцены, могут быть столь непредсказуемыми и трагическими, что даже нынешнее обострение с Киевом может показаться Москве «цветочками»…
Вариант комментария для Novosti.az здесь.
Фото: ТАСС.
* — террористическая организация, запрещена в РФ