Монополизация парламента и власти в целом «Грузинской мечтой» не отразится на внешнеполитическом курсе Грузии — он по-прежнему будет отчетливо и бесповоротно прозападным, убежден политолог Гела ВАСАДЗЕ. Мы сидим у него на уютной кухне, в ногах посапывает гостеприимный лабрадор Тигли, в кружках — ароматный чай, за окном — утренний осенний Тбилиси.
Позади непривычно спокойные для новейшей истории Грузии парламентские выборы, а впереди, 30 октября с.г., — второй их тур по определению победителя в 50 из 73 мажоритарных (одномандатных) округов.
Впрочем, особой интриги нет — почти везде прогнозируют победу ставленников «российского олигарха», как по-прежнему в местном обществе обозначают «простого гражданина» Бидзину ИВАНИШВИЛИ, укрепив тем самым конституционное большинство в парламенте его партии «Грузинская мечта».
В России, если не партию «Грузинская мечта», то уж точно самого ИВАНИШВИЛИ принято считать пророссийским. На чем это основано это убеждение, правда, не пойму. Разве что он не идет на открытую конфронтацию с Кремлем, чем отличался Михеил СААКАШВИЛИ…
В Грузии ИВАНИШВИЛИ — не пророссийский политик, а просто и прямо — российский олигарх. И это никого совершенно не смущает, поскольку многие авторитетные бизнесмены и политики сделали свои состояния именно в России.
Надо понимать такую вещь: ИВАНИШВИЛИ выражает интересы России в Грузии прямо пропорционально своим интересам в России. В то же самое время — обратно пропорционально своим интересам на Западе. То есть Бидзина ИВАНИШВИЛИ — фигура зависимая.
Я не совсем уверен, что все числящиеся за ним активы — исключительно его. Как это мы помним из 90-х, подобными были активы группы лиц, держателем которых был один из этой группы. Общак, так называемый. Конечно, в случае с ИВАНИШВИЛИ мы не знаем об этом наверняка — можем лишь предполагать на основе каких-то характерных моментов.
И эти активы, конечно же, грамотно распределены. Часть находится в России — и это важные очень активы, которые нельзя терять, а часть находится на Западе.
Учитывая, что ИВАНИШВИЛИ сделал свое состояние в 90-е годы, а мы знаем, каким образом тогда многие состояния формировались, то, естественно, у Запада, как и у России, собственно, есть куча компромата, который можно в любой момент использовать.
В силу этого Бидзина ИВАНИШВИЛИ, полагаю, вполне устраивает Запад. Давайте скажем честно: их устраивает политик, который максимально зависим от них.
Разве СААКАШВИЛИ не был зависим от Запада, при том, в куда большей степени?
Зависимость от Запада имела место быть, но она была иного, все же политического, нежели финансового характера.
То, что Грузия строилась и развивалась на американские деньги — это миф, хотя пара миллиардов долларов, полученных в качестве помощи после войны, во время всемирного экономического кризиса 2008-2009 годов, помогли Грузии пережить этот кризис более или менее безболезненно, но это капля в море.
И уж, конечно, Запад не мог надавить на СААКАШВИЛИ по теме его личных финансов, как сегодня в случае с ИВАНИШВИЛИ.
У Михеила СААКАШВИЛИ была личная конфронтация с Президентом России и от Запада он зависел во многом именно по этому пункту. То есть, если бы Запад от него отвернулся, то он остался бы один на один с Кремлем.
У Бидзины ИВАНИШВИЛИ, стоит это отметить, все яйца разложены по разным корзинам, что позволяет ему лавировать, и резких шагов в ту или иную сторону от него ждать не приходится.
Возвращение его в публичную политику не ожидается?
А зачем ему это нужно?! У него сегодня есть люди, которые полностью ему подконтрольны, которые не могут выйти из-под его контроля (это очень важный момент!), которых он лично подбирал и которых всех вместе удерживает не идея, но деньги.
Любой из членов правительства или депутатов парламента из команды «Грузинской мечты» без Бидзины ИВАНИШВИЛИ сегодня — ноль.
Это никакая совсем не демократия, но для нынешнего руководства Грузии — прекрасная схема управления страной. Ведь мечта любого крупного магната или олигарха — получить под свой контроль страну.
У Бидзины ИВАНИШВИЛИ эта мечта реализовалась. И, как мы видим, на данный момент это устраивает всех основных игроков. Но это не значит, что это будет устраивать их и далее.
После ухода СААКАШВИЛИ из активной грузинской политики, внешнеполитический курс Тбилиси был несколько скорректирован, но в целом остался неизменен прозападный вектор. Как же тогда лавирование ИВАНИШВИЛИ между Кремлем и Белым домом?
Прозападный курс Грузии вообще уже невозможно поменять. Почему даже такие одиозные и не раз замеченные в пророссийских симпатиях персоны, как «Альянс патриотов Грузии» (третья проходящая в парламент партия — Прим.) заявляют: да, мы хотим в НАТО, мы хотим в Евросоюз?
Да все потому, что 75% жителей, придерживающихся такой позиции, всегда больше, чем 25%. Причем в этих 75% — молодежь и люди среднего возраста, а большая часть в 25% — это пожилые люди, которые уже уходят.
Это как с коммунистами в России, якорный электорат которых год от года сокращается по причине естественной убыли населения.
В пророссийских симпатиях замечены лидеры «Альянса патриотов Грузии», но разве не Нино БУРДЖАНАДЗЕ «приватизировала» эту тему в грузинской политике? По-крайней мере, несмотря на провалы ее партии на парламентских и муниципальных выборах, в России снова и снова делают на нее ставки. И финансовые, очевидно, в том числе…
Россия ставит не только на госпожу БУРДЖАНАДЗЕ, но и на кучу мелких партий, часть из которых тоже участвовала в парламентских выборах и даже что-то там получила.
Но на этот раз в Нино Анзоровну, насколько доходит информация, вложили гораздо меньше денег, чем на прошлых парламентских выборах, хотя вряд ли она меньше заработала на дружбе с Кремлем — выборную кампанию вела просто экономнее и прижимистее.
«Пролетая» на парламентских выборах, тем не менее, на президентских БУРДЖАНАДЗЕ взяла «бронзу» и порядка 10%, что весьма неплохо…
Неплохо, да. Но не надо забывать, что тогда ее бюджет в четыре раз превышал бюджет «Грузинской мечты» (победивший кандидат — Георгий МАРГВЕЛАШВИЛИ — Прим.) и в 12 раз бюджет президентской кампании «Единого национального движения». Буквально на каждом перекрестке в Грузии стояли билборды с ее материнским взглядом…
Вернемся к ИВАНИШВИЛИ и «Грузинской мечте». Получив конституционное большинство в парламенте, не сочтут ли они, что развязаны руки?
Конечно, вне всякого сомнения! Выше нас — только звезды, круче нас — только яйца. Они этого ведь, собственно, и добивались.
Для ИВАНИШВИЛИ сейчас важно страну опустить в состояние нигилизма. И во многом это он уже сделал. Ведь большая часть грузинского общества понимает – выборы сфальсифицированы, но почти все согласны, что по другому и быть не могло. Да, были нарушения, ну и что?
Неприлично выглядит только одно: 70% в парламенте принадлежит «Грузинской мечте» — партии, у которой нет и 20% поддержки в обществе. И я это абсолютно четко заявляю, потому что все независимые соцопросы, например проводимые NDI, все последние месяцы перед выборами говорили именно об этом. Ну, нет у «мечтателей» рейтинга, но зато есть административный ресурс.
И весь этот триумф «Мечты» на фоне продолжающегося ухудшения в экономике…
Причем власть это объясняет так: смотрите на Россию — она под санкциями, в Азербайджане кризис оттого, что цены на нефть упали, в Турции тоже непонятно что творится — и вот именно поэтому у нас так плохо.
С этим можно было бы согласиться, если бы я видел — власть что-то делает для улучшения социально-экономической ситуации. Но ни ведь совсем ни-че-го подобного не делают. От слова «совсем»!
Перед выборами «мечтатели» анонсировали очень много проектов, которые ими же в свое время были остановлены — по причине лишь того, что ранее были запущены находившимися у власти «националами».
Тот же новый порт Анаклия в Самегрело на границе с Абхазией. Они же сами смеялись: зачем нам новый город, зачем нам воздушные замки? Хотя там планировалось создание порто-франко. Вот перед выборами все вспомнили и выдали за свое.
У «националов» вообще был четкий план развития страны. Да, он появился не сразу — реально он был сформирован в 2009-2010 годах. Но он подразумевал создания новых морских портов, аэропорта и сквозных автобанов — для усиления значимости Грузии в транспортных проектах кавказского региона, которые, как мы видим, активно сейчас запускаются.
Также речь шла о создании новых мини ГЭС — электроэнергии стало бы много и она была бы дешевой настолько, что выгодно производить алюминий из ввозимых бокситов.
Вторая составляющая — это образование. Уже был построен по американской программе Millenium новый Технологический университет в Батуми. Грузинская сторона должна была построить только здание — все остальное брали на себя США. В течение 10 лет как филиал американского университета он бы выпускал инженеров, IT-специалистов и агрономов — важные для роста национальной экономики профессии.
Третья составляющая — низкие налоги и прозрачная система администрирования. Четвертая — подписание соглашения об экономической ассоциации с Евросоюзом. Из всего перечисленного есть по факту только этот договор.
Тем не менее, «мечтатели» продолжили политику «националов» по сближению с НАТО и Евросоюзом — с последним высока вероятность получить упрощенный визовый режим.
С НАТО еще больший прогресс: де-факто Грузия уже участвует в деятельности Североатлантического альянса, причем участвует гораздо активнее, чем многие действующие члены блока. По сути своей, в наших отношениях нет только пятого пункта, согласно которому другие члены альянса в случае войны защищают Грузию. Все остальное есть.
В частности, принято решение по сетке ПВО — французы будут поставлять все необходимое оборудование и вооружение. Учебный центр НАТО в Крцаниси де-факто и есть военная база.
Кроме того, есть информация о том, что инженерный корпус армии США уже начал проектные работы по расширению военной инфраструктуры в Грузии. На министериале НАТО обсуждалась новая концепция безопасности стран черноморского региона, и генеральный секретарь НАТО Йенс СТОЛТЕНБЕРГ прямо заявил, что Грузии отводится очень важная роль в этом проекте.
По уставу НАТО все входящие в него государств должны проголосовать за присоединение к альянсу нового члена. И Кремлю пока удается договориться то с Испанией, то с Нидерландами, завтра еще с кем-то о блокировании такого решения.
Поэтому в свое время администрация США приняла здравое решение — вот таким именно образом обойти сопротивление Кремля. Без формального членства, но с фактическим.
Первым знаковым шагом на этом пути было заключение в 2008 году Хартии о стратегическом партнерстве США и Грузии, а также создание комиссии Грузия-НАТО.
Что до евроинтеграции, то я всегда напоминаю собеседникам: чтобы быть в Европе, нужно помыться, побриться и причесаться.
То есть в Грузии должно быть построено о-настоящему демократическое государство. А то, что происходит у нас на выборах — с таким лицом, уж простите, не то, что в Европу — в трамвай нельзя пускать.
Понятно ведь, почему международные наблюдатели закрыли глаза на все массовые нарушения на этих парламентских выборах. Если признать очевидное: в Грузии выборы прошли с тотальными фальсификациями, то напрашивается вывод — в Грузии нелегитимная власть. Тогда как нам с ней общаться?
Запад прежде всего озабочен своими интересами в Грузии. Естественно, всегда приятнее иметь дело с цивилизованной страной, в которой есть развитые демократические институты. Но тут уж, что выросло, то выросло. Пока, по крайней мере….