ЧЕРКЕССКИЙ ОТВЕТ РОССИИ

ЧЕРКЕССКИЙ ОТВЕТ РОССИИ
139

Одним из наиболее перспективных, с точки зрения американских «ястребов», направлений по разжиганию кровавых распрей в кавказском регионе является так называемый «черкесский вопрос».

Что такое «черкесский вопрос»? Его адепты, чьим ярким представителем является возглавляющий расположенный в Тбилиси «Черкесский культурный центр» Мераб ЧУХУА, утверждают, что в середине XIX века черкесский этнос, бывший союзником имама Шамиля в борьбе с Россией, оказался почти под корень уничтожен «имперскими российскими» властями. 

Муссируется утверждение, что численность черкесов в результате политики на уничтожение этого народа сократилась на 96%. Выглядит это по меньшей мере несерьезно. А вот приходится таки оправдываться, доказывать, что в данном утверждении немалая доля лукавства.

Общеизвестно, что в результате имперской политики на всех необъятных просторах России не был уничтожен ни один народ. Никогда, при самых кровавых наших правителях, поголовной резни по этническому признаку не проводилось.

Нет, наши предки не были милыми добрячками, они умели воевать, однако с наступлением мира предпочитали с покоренными народами мирно сосуществовать. Даже трагические переселения народов — они являлись именно переселениями, но никак не уничтожением. Это — факт, с которым можно при желании спорить, но опровергнуть который невозможно. <…>

Итак, как на самом деле развивались события на Кавказе в середине XIX столетия? И в какой степени соответствует действительности поднимаемый «черкесский вопрос»?

КТО И ЗАЧЕМ ВНОСИТ СМУТУ В МИРНУЮ ЖИЗНЬ РОССИЙСКИХ ЧЕРКЕСОВ Особое возмущение лидеров черкесских движений вызывают провокационные заявления авантюристов из Грузии, Турции, Израиля, Евросоюза и США

КТО ВНОСИТ СМУТУ В МИРНУЮ ЖИЗНЬ РОССИЙСКИХ ЧЕРКЕСОВ
Особое возмущение лидеров черкесских движений вызывают провокационные заявления авантюристов из Грузии, Турции, Израиля, Евросоюза и США

Борьба с Шамилем и Имаматом на протяжении долгого времени являлась основным фактором, определявшим ситуацию в регионе. Война, которая в России называлась Крымской, а в Европе — Восточной, не могла не отразиться и на Кавказе. Великобритания и Турция активно подстрекали местные народы к борьбе против России. Вполне понятно, что в первую очередь их влияние оказывалось на население западной части Северного Кавказа, где как раз и проживали черкесы. <…>

С середины июля 1856 года английские военные корабли начали доставлять сюда специально подготовленные за границей отряды горцев, наемников, оружие и боеприпасы для разжигания борьбы против России. Они же доставляли сюда воззвания сначала с призывом горцам принять подданство Англии или Франции, а впоследствии призывали к переселению на территорию Турции.

В частности, в феврале 1857 года в районе Туапсе два британских корабля высадили около 200 бойцов т. н. «польско-английского легиона» во главе с полковником Теофилом ЛАПИНСКИМ (иначе Теффик-бей). Помимо собственного вооружения, легионеры привезли несколько пушек, 40 ящиков винтовок, а также огромное количество зарядов к ним.

Не стоит забывать, что на протяжении всего XIX века отношения между двумя империями — Российской и Османской — оставались весьма напряженными и время от времени разражались войнами. В этих условиях Турция была кровно заинтересована в нагнетании напряженности в тылу российских войск. В то время как царское правительство столь же было заинтересовано в замиренном тыле. Так что сепаратизм кавказских народов издавна подогревался из-за моря.

Российские власти стремились замирить черкесский край, а не залить его кровью.

С этой целью был разработан план, предусматривавший постепенное продвижение со стороны Черного моря и со стороны реки Лабы параллельно Кавказскому хребту. По мере продвижения закладывались крупные опорные пункты. В частности, в мае 1857 года было основано Майкопское укрепление — ныне столица Республики Адыгеи город Майкоп. Автором плана являлся генерал Викентий КОЗЛОВСКИЙ, он же и заложил крепость.

По мере того, как Российская Империя в регионе укреплялась, все больше местных народов изъявляли покорность и принимали российское подданство. Особенно на этом поприще преуспел генерал Григорий ФИЛИПСОН, которому удалось привести к присяге более 60 тысяч человек. В числе признавших власть Российского Государя оказался и сподвижник Шамиля Мухаммед ЭМИН.

В августе 1860 года кавказский наместник генерал от инфантерии Александр БАРЯТИНСКИЙ провел во Владикавказе совещание высшего руководства Кавказской армии, на котором ФИЛИПСОН предложил план усмирения Северо-Западного Кавказа. Этот до мозга костей военный человек выступал за исключительно мирный путь решения проблемы. Он подчеркивал, что процесс реализации его плана может растянуться не на одно десятилетие, зато в результате на эти земли придет мир.

Однако существовала и иная точка зрения. Ее придерживался командующий всеми войсками Правого крыла Кавказской армии генерал-лейтенант Николай ЕВДОКИМОВ, который являлся сторонником силового пути решения проблемы. Он выступал за подавление вооруженного сопротивления горцев и за приведение к покорности территории путем устройства казачьих поселений.

Князь БАРЯТИНСКИЙ и за ним царь Александр Николаевич признали план ЕВДОКИМОВА более действенным и поручили ему же его реализовать. В результате осуществленных зимой и весной того же года административно-территориальных преобразований теперь Николай Иванович именовался начальником Кубанской области.

Кампания началась летом 1860 года. Дело происходило следующим образом. От рек Лаба, Белая, Уруп в сторону Кавказского хребта сквозь леса прорубались просеки, прокладывались дороги, основывались поселения. Сопротивление подавлялось. Впрочем, особо сильного сопротивления этому планомерному и последовательному продвижению не было. Русские власти определяли места, на которых предлагалось селиться горцам. Кто не желал покоряться, тому предоставлялось право отселяться в Турцию.

Сама по себе экспансия одного народа на исторические земли другого — явление, которое вряд ли можно признать вполне справедливым. Однако именно в результате такого проникновения одних народов в ареал обитания других и формировалась территория всех государств.

Среди черкесских и других обитавших на склонах хребта племен имелось три варианта действий. Принять российское подданство — в этом случае к ним никаких репрессивных мер не применяли, они оставались жить на родных землях, хотя у них по соседству появлялись теперь казачьи поселения.

  • Брать в руки оружие и драться с пришельцами — тем самым они обрекали себя на гибель, потому что русская армия была несопоставимо сильнее.
  • Эмигрировать в Турцию — Россия их к этому не принуждала, а только не препятствовала, в то время как за море их манили турецкие и английские эмиссары.
  • Согласитесь, данную политику геноцидом никак не назовешь. Вернее, назвать, конечно, можно что угодно и как угодно, но только неправдой это будет.

В результате реализации плана ЕВДОКИМОВА к 1865 году в западной части северных отрогов Кавказа образовалось около 90 станиц и поселков, в которых обосновалось около 16 тысяч русских и казачьих семейств.

Особого разговора заслуживают черкесы и представители других народностей, которые предпочли эмигрировать в Турцию. Дело в том, что Османская империя была заинтересована в этих переселенцах. Константинопольское правительство планировало использовать этих тюрок-мусульман для расселения в местностях с преобладающим христианским населением — на Балканах и на территории Армении.

Соответственно, в земли, на которые надвигались русские войска и казачьи поселения, направилось великое множество турецких агитаторов, которые сулили переселенцам немалые льготы, типа освобождения от налогов и от военной службы. В результате за море отправилось примерно полмиллиона черкесов. Ну, право: на геноцид совсем не похоже!

Более того: российские власти, заинтересованные в том, чтобы наиболее ортодоксально настроенные враги поскорее покинули земли империи, предложили свое содействие в переселении, зафрахтовав для этой цели корабли. Однако эмигрировавшие горцы не могли поверить в такое благородство со стороны своих идейных противников и отказывались от такой помощи.

С другой стороны, и турецкие власти оказались неготовыми к такому наплыву желавших переехать, и не обеспечили их достаточным количеством кораблей…

В общем, получилось так. Русскими кораблями горцы воспользоваться не пожелали. Турецкие с таким людским потоком не справлялись. Тут же нашлось множество «частных» перевозчиков, которые за плату брались перевезти людей через Черное море. Перегруженные утлые суденышки далеко не всегда достигали вожделенного османского берега — сколько переселенцев нашли упокоение на дне Понта Эквсинского, неведомо.

Оставшиеся пережидать лютую зиму 1862−1863 годов во временных лагерях на российском побережье, умирали массами. Успевших перебраться в Турцию размещали в специально оборудованных для них лагерях, которые также оказались неспособными принять и обогреть всех желавших, и в которых смертность также носила массовый характер. Так что смертность для черкесов-эмигрантов на этом тернистом пути в благословенную Османию оказалась непомерно высока.

КАК В ГРУЗИИ «ПИЛЯТ» ДЕНЬГИ США НА «ЧЕРКЕССКОМ ВОПРОСЕ» конечной целью грузинской политики на северокавказском направлении является развал России, что, собственно, и не особо скрывается

КАК В ГРУЗИИ «ПИЛЯТ» ДЕНЬГИ США НА «ЧЕРКЕССКОМ ВОПРОСЕ»
Конечной целью грузинской политики на северокавказском направлении является развал России, что, собственно, и не особо скрывается

И вот спустя 150 лет «благородный» Вашингтон решил позаботиться о черкесах: в марте и октябре 2010 года под эгидой американского «Джеймстаунского фонда» и Тбилисского университета Илии в столице Грузии прошли две конференции по черкесской и северокавказской тематике. Именно для этого на деньги «Джеймстаунского фонда», в руководящий совет которого входят такие «искренние» друзья народов Кавказа как политолог Збигнев БЖЕЗИНСКИЙ и бывший директор ЦРУ Джеймс ВУЛСИ, в Тбилиси был создан так называемый «Черкесский культурный центр», который возглавил упомянутый в начале статьи господин ЧУХУА.

За американские деньги вокруг этой личности сразу же начали действовать представители различных правозащитных организаций из… Швеции, Германии, Швейцарии и прочих стран, которые находятся совсем рядом с Кавказом. Однако в реальности громкие и помпезные мероприятия и заявления вокруг «черкесского вопроса» оказались просто пшиком.

МАМУКА АРЕШИДЗЕ

МАМУКА АРЕШИДЗЕ

Директор Центра стратегических исследований Кавказа Мамука АРЕШИДЗЕ:

— Во времена президентства Михеила СААКАШВИЛИ черкесский вопрос был камнем преткновения между Россией и Грузией. Сейчас такого заострения по этой теме нет, но актуальность взаимоотношений с народами Северного Кавказа по-прежнему остается.

Сейчас эта организация («Черкесский культурный центр» — Прим.) действует значительно менее активно, чем в то время. Некоторые встречи и мероприятия по этому направлению проводятся, но не так активно, как это было при СААКАШВИЛИ. И это не удивительно, поскольку тогда внимание к этому вопросу создавалось во многом искусственно, власти прилагали к этому специальные усилия.

Без этой поддержки Грузия естественным образом выстраивает отношения со всеми народами Северного Кавказа в целом, без акцентов на связях с представителями только одной из многочисленных наций, населяющих этот регион.
Мераб ЧУХУА особой активности в своей работе не проявляет — по крайней мере, в СМИ о нем сообщения практически не появляются. И это опять же следствие отсутствия специальной поддержки со стороны государства — без этого его деятельность не вызывает особого интереса.

ИОСИФ ЦИСКАРИШВИЛИ

ИОСИФ ЦИСКАРИШВИЛИ

Председатель Клуба независимых экспертов Грузии Иосиф ЦИСКАРИШВИЛИ:

— Грузино-черкесские добрососедские отношения имеют свое начало еще до того, как население этого региона узнало о существовании американского материка. Поэтому любые потуги иностранных государств в данном вопросе должны учитывать не только географические, но и этнические, и культурологические особенности черкесского народа и его давних связей с народом Грузии.

Любые геополитические усилия без учета местной специфики обречены на неудачу. Вопросы о большей автономии черкесского народа, действительно, периодически поднимаются. И очень сомнительно, чтобы кто-нибудь в нынешней России мечтал о превращении территорий, где проживают черкесы, в независимое государство.

ГУЛБААТ РЦХИЛАДЗЕ

ГУЛБААТ РЦХИЛАДЗЕ

Руководитель НПО «Институт Евразии», кандидат политических наук Гулбаат РЦХИЛАДЗЕ:

— Хотя это особо не афишируется, но в Грузию продолжают приглашать, например, по линии Центра культурных отношений «Кавказский дом», различных представителей мировой черкесской диаспоры. С их участием проводятся некие совещания и собрания, но их содержание остается практически неизвестным — в медийном пространстве эти мероприятия практически не освещаются.

Господин ЧУХУАпериодически выступает с провокационными заявлениями и публикациями на черкесскую тематику, в частности, о том, что «геноцид стал частью черкесской идентичности». Да и очень часто сотрудничество с зарубежными фондами используется в личных целях и бывает связано с финансовой нечистоплотностью.

Ираклий ГОГОБЕРИДЗЕ, World and we (в сокращении).

АКТУАЛЬНО