У новой администрации Дональда ТРАМПА нет более важного внешнеполитического приоритета, чем урегулирование исключительно деструктивного конфликта на Украине. Происходящее в этой восточно-европейской стране оказывает пагубное влияние на российско-американские отношения, которые вернулись в эпоху «холодной войны», полностью подорвав конструктивный диалог, пишут в своей статье в американском издании The Natiomal Interest имеющие большой практический опыт работы с СССР и государствами постсоветского пространства юристы-международники Джеффри БЕРТ (Arnold & Porter LLP), Джеймс ХИТЧ (Baker & McKenzie), Питер ПЕТТИБОУН (Hogan Lovells) и Томас ШИЛЛИНГЛО (Corning Inc.).
«Мы считаем, что ТРАМПУ пора воспользоваться той благоприятной возможностью, которая появилась у него в результате ошеломительного избрания на президентский пост, и выдвинуть ПУТИНУ кардинально новое предложение по деэскалации украинского кризиса, а также заложить основы конструктивной программы по примирению между Соединенными Штатами и Россией», — убеждены авторы статьи.
Альтернатива, какой является продолжение нынешней политики, по их мнению, приведет лишь к дальнейшей подрывной риторике, к дорогостоящему и опасному наращиванию вооруженных сил и вооружений с обеих сторон и к усилению военного противостояния между членами НАТО и Россией.
Как считают эксперты, новый хозяин Белого дома может на вполне законных основаниях дезавуировать прежнюю политику США, породившую столь мощную враждебность со стороны Владимира ПУТИНА и воспринятую им и его окружением в качестве угрозы жизненно важным интересам национальной безопасности России.
Составными элементами такой политики, в частности, являются существенное расширение НАТО в восточном направлении после окончания «холодной войны» и увеличение количества стран-членов альянса, а также внешнеполитические инициативы США, выдвинутые в последние полтора десятилетия, особенно в годы президентства Барака ОБАМА.
«Действия в Сербии/ Косове в 1999 году, в Ираке, начиная с 2003 года и в Ливии в 2011 году в совокупности с «цветными революциями» в бывших советских республиках были восприняты ПУТИНЫМ как намерение прямо либо опосредованно дестабилизировать нынешний режим в Москве. Перспектива вступления Украины в НАТО вызвала особую обеспокоенность Кремля», — справедливо отмечают авторы.
Во время предвыборной кампании Дональд ТРАМП, подчеркивают они, называл политику США в отношении России абсолютно неправильной.
Сейчас новоизбранный президент находится в идеальном положении, чтобы выстроить совершенно новые отношения между США и Россией. И первостепенным делом здесь является Украина. В этой связи авторы предлагают трехэтапную стратегию для начала процесса переформатирования двусторонних отношений.
Во-первых, Россия и Запад должны «согласиться не соглашаться» о статусе Крыма на неопределенно долгий срок. Именно такое отношение было на Западе к трем прибалтийским республикам с 1940 года вплоть до распада Советского Союза.
«Это вряд ли можно назвать изящным или даже удовлетворительным решением, но, по крайней мере, такая мера осуществима и оправдана практической реальностью», — уточняют авторы стратегии.
Во-вторых, стороны должны договориться о сохранении статус-кво Донбасса как части Украины и об эффективно реализуемом прекращении огня.
И, в-третьих, США, Евросоюз, Россия и Украина должны совместно оценить ситуацию и сформировать комплексный пакет помощи с целью восстановления экономики в Украине. Сделать это предлагается на уровне глав внешнеполитических ведомств.
«При этом исходить следует из того, что создание экономически и политически жизнеспособной Украины соответствует долгосрочным интересам всех сторон, в том числе, России. Выработка деталей такого пакета помощи создаст механизм для разрешения сторонами основополагающих и по всеобщему признанию трудных политических проблем», — указывается в комментарии.
Эксперты прямо заявляют, что на оказание значимой экономической помощи Украине потребуются миллиарды долларов, и распределение этих средств надо будет строго контролировать.
«Скинуться» предлагается и Вашингтону, и Брюсселю, и Москве. При этом Киеву рекомендуется считать российские средства опосредованной «репарацией» или денежным эквивалентом за присоединение Крыма.
В свою очередь Россия, для сохранения «лица», по мнению авторов стратегии, может рассматривать эти средства как плату за возвращение надежного торгового партнера и как компенсацию Украине за ее отказ от соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Алекс СВЕРЧИНСКИЙ, специально для POLITRUS.com.