В Турции продолжаются кадровые чистки среди чиновников и военных, последовавшие сразу же после подавления выступления военных, и, если верить, источникам газеты Times, под удар в этот раз попали прозападные военные. По информации издания, турецкие власти снимают с должностей прозападных военных и назначают на их посты политически благонадежных офицеров.
Сами же уволенные написали коллективное письмо Верховному главнокомандующему Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе Кертису СКАПАРОТТИ, в котором пожаловались на «заметный рост ультранационалистических и антизападных настроений» в среде турецких военнослужащих.
Фактически, это свидетельствует о том, что доверие политического руководства Турции к своим военным, аффилированным с НАТО, подорвано.
Не лучшим образом обстоит и диалог Анкары с Евросоюзом: после очередного обмена гневными заявлениями и принятия Европарламентом резолюции с призывом заморозить переговоры о вступлении Турции в Евросоюз контакты между сторонами прекратились.
Официально Евросоюз против приостановки переговоров, по крайней мере, об этом заявляет глава Еврокомиссии Жан-Клод ЮНКЕР, но в настоящее время Еврокомиссия не работает над каким-либо конкретным проектом возобновления переговоров.
По словам главы МИД Австрии Себастьяна КУРЦА, Турция должна прекратить отдаляться от Евросоюза. Проще говоря, министр требует от Анкары, помимо компромисса по сделке с беженцами, выпустить задержанных в подозрении к причастности к попытке государственного переворота.
И совсем уж скверными выглядят отношения Турции и уходящей администрацией Барака ОБАМЫ. Турецкий лидер Реджеп Тайип ЭРДОГАН даже заявил о том, что разочаровался в США. Причина проста — причастность Белого домса и проживающего в Пенсильвании Фетхуллаха ГЮЛЕНА к неудавшемуся государственному перевороту.
По версии турецких властей, именно структура ГЮЛЕНА — FETO — причастна к координации заговорщиков и по сторонникам ГЮЛЕНА нанес удар ЭРДОГАН в рамках реакции на переворот.
Направленный в США запрос об экстрадиции ГЮЛЕНА пока остался без внятного ответа и, очевидно, что уходящая администрация ОБАМЫ выдавать ГЮЛЕНА не станет.
Какими будут действия новой администрации пока не понятно, однако Анкара, по словам вице-премьера Нумана КУРТУЛМУША, ожидает от нового хозяина Белого дома Дональда ТРАМПА экстрадиции проповедника.
Сам же Президент Турции после выборов в США сделал реверанс в сторону республиканцев, обвинив кандидата-демократа Хиллари КЛИНТОН в связях со своим некогда соратником, а теперь врагом.
Выдача ГЮЛЕНА будет означать коренное изменение политики США по отношению к Турции и приведет к невероятному усилению власти ЭРДОГАНА, который, несомненно, превратит суд над ГЮЛЕНОМ в свою имиджевую победу и поквитается со всеми его сторонниками.
А разобраться ему предстоит с очень влиятельной структурой. После начала градостроительного бума в 60-е годы XX века в городах Турции осело огромное количество необразованного сельского населения, которому необходимо было дать хотя бы первоначальные знания.
Не имея возможности справится с такой нагрузкой, государственная система образования благосклонно принимала «помощь» различных религиозных общин, открывавших свои школы для всех желающих.
Большую часть таких школ опекала организация FETO, названная по имени Фетхуллаха ГЮЛЕНА. За более чем 40 лет было подготовлено несколько поколений молодых людей, прошедших путь от яслей FETO до школьной скамьи старших классов и далее получив с помощью FETO хорошее высшее образование. Благодаря этому у ГЮЛЕНА сформировался образ спасителя и благодетеля.
Подопечные организации продолжали оставаться в поле зрения FETO и пользовались ее поддержкой на протяжении всей жизни. Опекаемым помогали в выборе специальности и поиске работы, старательно при этом выстраивая иерархию организации.
В итоге, сторонники FETO проникли в полицейскую систему, армию, суды. В руках организации оказалась половина финансов Турции, почти половина судебных органов, 60% армии.
Фактически, FETO — это государство в государстве под управлением пенсильванца ГЮЛЕНА, стремящегося сохранить за США возможность влиять на политику Турции.
Только школ у FETO свыше двух тысяч по всему миру — создать структуру, десятилетия координировавшую деятельность такого числа образовательных учреждений школ, не привлекая спецслужбы, крайне сложно. И, согласно официальной трактовке, неудавшегося госпереворота, именно FETO было одним из инициаторов и координационных центров путча.
FETO остается одним из крюков, на который США «подвесили» Турцию, дабы иметь возможность контролировать политику страны.
И вряд ли США пойдут на выдачу ФетхуллахаГЮЛЕНА и добровольно сдадут своего агента и всю его сеть. Но Анкара ожидает от новой власти в Вашингтоне именно выдачи ГЮЛЕНА — без это полноценная нормализация отношений Турции с США невозможна.
Однако провал путча в Турции стал началом конца для сторонников ГЮЛЕНА.Что было бы с Турцией в случае победы военных — не ясно, однако, судя по реакции Евросоюза и США на победу ЭРДОГАНА, у них были надежды на военных и убежденность в том, что ими можно было управлять в своих целях.
Теперь же у США и Евросоюза будет раздражитель в виде ЭРДОГАНА, чьи сторонники вновь пробуют превратить Турцию из парламентской в президентскую республику, усилив полномочия самого Реджепа Тайипа.
Очевидно, что при ЭРДОГАНЕ отношения Анкары с Вашингтоном и Брюсселем не смогут вернуться к тому уровню сотрудничества, который был до переворота.
Понятно, что ЭРДОГАН не станет выходить из НАТО или серьезно обострять отношения с Евросоюзом: битье горшков с такими влиятельными структурами чревато серьезными последствиями.
Кроме того, Турция — часть глобального мира и встроена в капиталистическую систему отнюдь не на правах колонии. Поэтому дипломаты так и продолжат обмениваться сквернословиями, и временами грозить друг другу санкционными карами.
Но даже переход Турции к политике многовекторности, дистанцирование от НАТО и коллективного Запада позволяют расширить пространство для реализации взаимовыгодных проектов и нормализовать отношения с соседями по региону, в том числе и Россией. А это уже многого стоит.