Подлое убийство российского посла в Анкаре накануне встречи в Москве глав МИД России, Ирана и Турции нельзя считать случайным совпадением, считает руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий АРЬКОВ.
Дипломатическое мероприятие в Москве имеет своей целью подготовку к переговорам лидеров трех государств в столице Казахстана, где Иран и Россия будут представлять интересы действующего Президента Сирии Башара АСАДА и его сторонников, а Турция — коалицию т.н. умеренной оппозиции, с участием делегатов обеих сторон.
«После освобождения Алеппо от боевиков стало возможным обсуждать послевоенный консенсус ведущих политических сил и паритетность интересов поддерживающих их внешних игроков. Цель сформировать коалиционное правительство переходного периода в сложившейся ситуации, вероятнее всего, обречена на провал. Немного реалистичнее выглядит раздел Сирии на зоны влияния с одновременной попыткой решения наисложнейшего курдского вопроса, по которому у Москвы, Тегерана и Анкары нет даже намека на близость мнения», — пояснил Виталий АРЬКОВ.
Искать бенефициаров теракта в Анкаре, полагает российский эксперт, стоит не только в руководстве ИГИЛ и других действующих на территории Сирии и Ирака бандформирований, но, возможно, в оставленных за бортом переговорного процесса столицах монархий Персидского залива и их западных партнеров.
Однако он считает крайне маловероятным, что ниточки тянутся в Пенсильванию, где проживает бывший соратник, а ныне главный оппонент Президента Турции Реджепа Тайипа ЭРДОГАНА — духовный лидер построенной по масонскому принципу структуры FETO Фетхуллах ГЮЛЕН.
«Версия о кознях ГЮЛЕНА с целью разрушить турецко-российский союз прозвучала одной из первых, поскольку его влияние, несмотря на все «зачистки», по-прежнему сильно в армии и силовых структурах и для ЭРДОГАНА выгодно предъявить властям США дополнительные аргументы в пользу экстрадиции ГЮЛЕНА. Достаточно вспомнить, что после неудавшегося государственного переворота официальная Анкара вдруг сообщила, что сбивший российский самолет турецкий летчик действовал исключительно в интересах ГЮЛЕНА, хотя сразу после трагедии тогдашний премьер-министр Турции Ахмет ДАВУТОГЛУ заявлял, что незадолго до инцидента подписал приказ, согласно которому военные получили право сбивать любые самолеты, нарушающие турецкую границу», — напомнил Виталий АРЬКОВ.
В состоявшемся вечером 19 декабря телефонном разговоре российского и турецкого президентов, по данным пресс-службы Владимира ПУТИНА, было достигнута договоренность о совместном расследовании убийства Андрея КАРЛОВА — следственная группа из Москвы срочно вылетает в Анкару.
В этом случае турецкой стороне вряд ли удастся свалить все на FETO, отмечает политический аналитик. В Кремле ждут от Порты быстрого реагирования и полного расследования, поскольку от этого напрямую зависит развитие отношений двух государств, и без того крайне непростых.
Маловероятной кажется российскому эксперту и предложенная рядом турецких аналитиков версия с фанатиком-одиночкой. По той информации, что попадала в СМИ в первые минуты после трагедии, можно сделать вывод: в Галерее современного искусства находились сообщники убийцы.
«Противники ЭРДОГАНА утверждают, что для достижения личных целей он не остановится ни перед чем — вплоть до организации взрывов в турецких городах, которые «вешались» то на ИГИЛ (накануне президентских выборов), то, чаще всего, на «Рабочую партии Курдистана» и оправдывали по сути установившуюся в стране диктатуру. Не все так очевидно и в истории со сбитым российским Су-24 в ноябре прошлого года», — обращает внимание Виталий АРЬКОВ, выражая при этом надежду в том, что убийство посла России все же не является частью коварных планов воплотителя идеи неосманизма.
Фото: Burhan Ozbilici/AP.
* — террористическая организация, запрещена в РФ.