БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ШАХБАНУ АЗЕРБАЙДЖАНА

БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ШАХБАНУ АЗЕРБАЙДЖАНА
318

В процессе формирования рейтинга влиятельности политиков Азербайджана, в самом начале моего уже непраздного интереса к государствам Южного Кавказа, столкнулся с поразившей меня тогда особенностью — больше половины экспертов на второе место, после Президента Азербайджана Ильхама АЛИЕВА, ставили его супругу — Мехрибан АЛИЕВУ.

«Серебро» и «бронзу» она делила с «серым кардиналом» этой южнокавказской республики еще со времен АЛИЕВА-старшего — главой президентской администрации Рамизом МЕХТИЕВЫМ.

Четвертое место в рейтинге влияния, на тот момент, почти все участвовавшие в его составлении азербайджанские эксперты отдавали вице-премьеру Али ГАСАНОВУ. Судя по имеющейся информации, сейчас его позиции значительно укрепились и при составлении свежего рейтинга это найдет свое отражение.

Однако вернемся к Мехрибан Ариф-кызы, назначение которой первым вице-президентом Азербайджана стало, вне всякого сомнения, главным политическим событием республики на минувшей неделе, последствия которого в определенной степени окажут влияние и на Карабахский конфликт, и на отношения с ключевыми партнерами Азербайджана.

Располагая первую леди Азербайджана на второй строчке рейтинга влияния, кто-то, возможно, делал это сугубо из верноподданнических чувств. Однако большинство на мой уточняющий вопрос прямо отвечали: Мехрибан Ариф-кызы не просто обладает серьезным влиянием на принятие решений главой государства и правительством (что не редкость для мудрых жен национальных лидеров), она пользуется заслуженным авторитетом и значительной поддержкой населения именно как самостоятельная политическая фигура. Как минимум равная своему правящему супругу.

Если знать историю семьи действующего Президента Азербайджана и некоторые ее современные особенности, то назначение Мехрибан Ариф-кызы на второй пост в государстве не кажется чем-то удивительным. Напротив, вполне логичным и закономерным — это очередной, пусть и более других резонансный этап в большой «многоходовке».

Как известно, Мехрибан Ариф-кызы происходит из имеющего персидские корни бакинского клана ПАШАЕВЫХ – одного из самых влиятельных, а в настоящий момент, пожалуй, самого влиятельного. Можно ли считать ее замужество с Ильхамом АЛИЕВЫМ — браком по расчету? Ответ почти утвердительный.

Но вот расчет, скорее, имел ныне покойный Гейдар АЛИЕВ. Так что, по сути своей, это такой династический брак в рамках одного государства (тогда еще союзной республики) между наследниками, как я отметил ранее, влиятельнейшего бакинского клана ПАШАЕВЫХ и только укреплявшегося тогда нахичеванского клана, лидером которого был Гейдар Алирза оглы.

Как и положено на Востоке, особенно на мусульманском Востоке (хотя АЛИЕВЫ-ПАШАЕВЫ, как и большинство населения страны — шииты), Мехрибан Ариф-кызы все годы была в тени своего супруга. В нашем случае, конечно, в полутени, всего в полушаге позади. Вместе со своими многочисленными родственниками на важных постах.

МЕХРИБАН АЛИЕВА ОБЪЯВЛЕНА «ЧЕЛОВЕКОМ ГОДА» В ПАКИСТАНЕ При ее поддержке была построена школа для девочек в пострадавшем от землетрясения пакистанском городе Музаффарабад

МЕХРИБАН АЛИЕВА ОБЪЯВЛЕНА «ЧЕЛОВЕКОМ ГОДА» В ПАКИСТАНЕ
При ее поддержке была построена школа для девочек в пострадавшем от землетрясения городе Музаффарабад

Тем не менее, именно на Востоке Мехрибан АЛИЕВА — одна из наиболее ярких женщин-политиков, которую ставят в один ряд с премьер-министром Индии Индирой ГАНДИ, лидером Индийского национального конгресса Соней ГАНДИ, премьер-министром Пакистана Беназир БХУТТО, президентом Индонезии Мегавати СУКАРНОПУРТИ, премьер-министром Турции Тансу ЧИЛЛЕР и шейхой Катара Мозой бинт Насер аль МИСНЕД.

Публичная политическая карьера Мехрибан Ариф-кызы стартовала в 2005 году с избрания в Милли Меджлис (парламент) Азербайджана. В 2013 году она была избрана заместителем председателя правящей партии «Ени Азербайджан», к тому моменту много лет уже возглавляя Фонд Гейдара АЛИЕВА, занимающегося де-юре культурными и благотворительными проектами по всему миру, а де-факто являющегося одним из орудий «мягкой силы» Азербайджана.

В октябре 2016 года представленный парламентарием Мехрибан АЛИЕВОЙ законопроект об амнистии был одобрен Милли Меджлисом — благодаря ему, на свободу в Азербайджане вышли почти три тысячи заключенных, в т.ч. целый ряд «узников совести», немедленного освобождения которого требовали от Баку международные правозащитные организации.

Чуть ранее, в сентябре, посредством национального референдума были легитимизированы внесенные Ильхамом Гейдар оглы изменения в Конституцию Азербайджана, самыми обсуждаемыми из которых стали  увеличение срока полномочий президента с пяти до семи лет, исключение положения о том, что президентом может быть избран гражданин страны не моложе 35 лет, введение должности первого вице-президента и вице-президентов, а также, что в случае досрочного ухода президента с должности до избрания нового главы государства его полномочия должны передаваться не премьер-министру (это пост в Азербайджане — декоративный), как это было ранее, а первому вице-президенту.

НЕПРОСТОЙ ВЫБОР ДЛЯ АЗЕРБАЙДЖАНА Первая леди Азербайджана присутствовала на официальной церемонии — подобное в Саудовские Аравии допустимо только для женщин -- глав государств

НЕПРОСТОЙ ВЫБОР БАКУ
Первая леди Азербайджанской Республики присутствовала на официальной церемонии — подобное в Саудовской Аравии допустимо только для женщин — глав государств

Если первая поправка уже традиционна для государств постсоветского пространства, то вторая могла свидетельствовать о том, что глава государства готовит почву для передачи верховной власти своему наследнику (как это, например, можно наблюдать в Таджикистане).

Однако в случае с Азербайджаном единственный сын в правящей семье АЛИЕВЫХ-ПАШАЕВЫХ — двадцатилетний Гейдар — в силу некоторых обстоятельств вряд ли сможет стать полновластным Президентом Азербайджана. Только номинальным — в случае, если Азербайджан станет парламентской республикой. Недавние же поправки в Конституцию, напротив, усилили президентскую власть.

У Ильхама и Мехрибан АЛИЕВЫХ трое внуков. Но возраст даже старших — близнецов Али и Микаила — позволяет реально предполагать наделение кого-либо из них полномочиями главы государства (а второго — главы правительства), даже с учетом недавних поправок в Конституцию Азербаджана о снижении возрастного ценза для кандидатов на пост президента, никак не ранее, чем через 13-15 лет.

Поэтому, считаю, серьезный интерес представляло учреждение постов вице-президентов, регламентация передачи одному из них — первому — верховной власти в стране в экстренных случаях. Назначение первым вице-президентом Мехрибан АЛИЕВОЙ подтвердило верность интереса.

И напомнило события 50-летней давности в Иране, когда при схожих обстоятельствах шахиня Фарах ПЕХЛЕВИ была возведена своим супругом шахиншахом Мохаммедом Рези ПЕХЛЕВИ в ранг шахбану (правящей императрицы). Род ПАШАЕВЫХ, как отмечено выше, имеет персидские/иранские корни.

Вряд ли это резонансное назначение в Баку можно считать исполнением каприза первой леди Азербайджана: не тот случай, да и люди не те, чтобы полагать подобное. Это политическая многоходовка. Вопрос в другом — зачем?

Возраст Ильхама Гейдар оглы (55 лет), с одной стороны, дает возможность еще править и править Азербайджаном. С другой стороны, все мы под Всевышним ходим, а о истинном здоровье первых лиц государств по совершенно объяснимым причинам предпочитают не распространяться.

В случае с Азербайджаном нельзя также исключать угрозы покушения. Что со стороны террористов армянского происхождения, что по заказу тех, кого Ильхам АЛИЕВ последнее время интенсивно отодвигает от власти либо по-тихому, либо, если сопротивляются, под эгидой борьбы с коррупцией (как и в России, она в Азербайджане — национальная традиция).

Прописанная в Конституции Азербайджана прежняя схема передачи власти в стране подходила к ситуации, когда Гейдар АЛИЕВ занимал президентский пост, а его единственный сын Ильхам АЛИЕВ был назначен премьер-министром. В настоящий момент ситуация кардинально иная.

Так, нет уверенности в том, что при ЧС Милли Меджлис продолжит оставаться «карманным» и согласится с тем, чтобы назначаемый им премьер-министр, будь им Мехрибан АЛИЕВА, занял президентский пост.

В случае же с передачей власти первому вице-президенту Милли Меджлис не имеет законных оснований для его смещения. Напротив, он может быть сам распущен фактическим главой государства и назначены досрочные выборы — как парламентские, так и президентские. Хочется надеяться, до этого все же  не дойдет…

АЗЕРБАЙДЖАН