В АФГАНИСТАНЕ ПЫТАЮТСЯ СОЗДАТЬ «СЕВЕРНЫЙ АЛЬЯНС 2.0»

В АФГАНИСТАНЕ ПЫТАЮТСЯ СОЗДАТЬ «СЕВЕРНЫЙ АЛЬЯНС 2.0»
114

В Турции состоялись переговоры лидеров трех оппозиционных афганских политических партий, представляющих интересы таджикских, хазарейских и узбекских групп.

В переговорах приняли участие исполнительный секретарь партии «Джамиат-и-Ислами» (Исламское общество Афганистана, ИОА) — губернатор провинции Балх Атта Мохаммад НУР, второй заместитель главы исполнительной власти ИРА Хаджи Мохаммад МОХАККИК, возглавляющий партию «Хизб-и-Вахдат» (Партия исламского единства Афганистана, ПИЕА), а также первый вице-президент ИРА генерал Абдул Рашид ДУСТУМ — глава партии «Джунбиш-е-Милли» (Национальное исламское движение Афганистана, НИДА).

Представитель «Джунбиш-е-Милли» Башир Ахмад ТАХЕЙН, комментируя факт встречи, сообщил о том, что три партии скоро сформируют коалицию на фоне сложившейся ситуации эскалации насилия, которое неприемлемо для афганской нации.

«Три лидера планируют организовать дальнейшие встречи и предпринять практические шаги, чтобы найти решение для разрешения ситуации, которая резко ухудшилась в последние дни», — отметил Башир Ахмад ТАХЕЙН.

О том, что формальным поводом для встречи в Турции трех известных афганских политиков стало их участие в церемонии помолвки старшего сына первого вице-президента страны Батура ДУСТУМА рассказал директор Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Омар НЕССАР.

ОМАР НЕССАР

ОМАР НЕССАР

«На самом же деле речь идет о попытке создания «Северного альянса 2.0» — политического объединения непуштунских партий. Очевидно, что такая попытка связана, во-первых, с серьезным политическим кризисом в Кабуле, который начался с конца мая и продолжается до сих пор, во-вторых, с появлением сильного игрока на «пуштунском полюсе» в лице лидера «Хезб-и-Ислами» (Исламской партии Афганистана, ИПА — Прим.) Гульбеддина ХЕКМАТИЯРА и, в-третьих, с предстоящими парламентскими и президентскими выборами», — полагает Омар НЕССАР.

Кабульские источники портала Afghanistan.ru по-разному оценивают попытку реанимировать проект «Северного альянса». По мнению одних наблюдателей, союз трех оппозиционных лидеров является перспективной политической инициативой, поскольку существует объективная потребность в сильном непуштунском политическом объединении накануне очередного большого электорального цикла в Афганистане.

Данный проект, по их мнению, наверняка поддержат различные группы таджиков, узбеков и хазарейцев, озабоченные усилением пуштунского лагеря.

Если амбиции участников проекта «Северный альянс 2.0» удастся держать под контролем, то коалиция может взять крупный пакет голосов на парламентских выборах и сможет выдвинуть сильного кандидата в президенты в 2019 году.

Другие кабульские эксперты скептически оценивают перспективы нового «Северного альянса», считая его временным объединением.

«Лидеры трех партий слишком амбициозны и непредсказуемы, чтобы можно было всерьез рассчитывать на их долгосрочное партнерство. Есть основания полагать, что участники нового альянса всего лишь хотят надавить на Президента Афганистана Мохаммада Ашрафа ГАНИ, чтобы получить от него персональные преференции. Как только ГАНИ удовлетворит некоторые просьбы, например, того же МОХАККИКА, он выйдет из альянса с НУРОМ и ДУСТУМОМ. Можно предположить, что и у НУРА есть определенные личные требования для дворца «Арг», выполнение которых приведет к его выходу из оппозиционной коалиции», — цитирует своих кабульских экспертов Afghanistan.ru.

По их мнению, скорее всего, команда Ашрафа ГАНИ будет первое время просто наблюдать за проектом «Северный альянс 2.0», используя его появление в своих интересах, в частности, для продолжения мобилизации пуштунских политиков и избирателей.

По мере приближения парламентских выборов, дворец «Арг» может начать раскалывать оппозиционный союз, вступая в сепаратные переговоры с отдельными его участниками. Если, конечно, новый «Северный альянс» сам к тому времени не развалится.

Кабульские наблюдатели обратили внимание на то, что ДУСТУМ, НУР и МОХАККИК, которые занимают сегодня статусные должности в системе госвласти, не объявили об уходе в отставку.

«Это дает основания полагать, что три политика активно используют оппозиционную риторику, но при этом не собираются переходить в непримиримую оппозицию. Следовательно, их поведение можно рассматривать, как сигнал о готовности к политическим переговорам и торгам. В этом случае, команде ГАНИ не стоит торопиться, тем более, что, объявив о создании «альянса трех», ДУСТУМ, НУР и МОХАККИК поставили перед фактом не только дворец «Арг», но и остальных известных непуштунских политиков, которые также имеют свои интересы и амбиции. Этих политиков поставили перед выбором — или присоединиться к «альянсу трех» (признавая, тем самым, их лидерство), или же создавать еще одну коалицию оппозиционеров. И то, и другое объективно выгодно команде Ашрафа ГАНИ», — считают эксперты.

В первом случае, по их мнению,  это приведет к внутренней неустойчивости проекта «Северный альянс 2.0», во втором случае — к соперничеству, как минимум, двух непуштунских коалиций и ослаблению оппозиционного поля в целом. Накануне парламентских выборов это имеет важнейшее значение.

АКТУАЛЬНО