ДРУЗЬЯ ПОНЕВОЛЕ

ДРУЗЬЯ ПОНЕВОЛЕ
116

Состоявшийся на этой неделе официальный визит Президента России Владимира ПУТИНА в Анкару и его переговоры с турецким коллегой Реджепом Тайипом ЭРДОГАНОМ не вызвали особого ажиотажа ни в российских СМИ, ни в российском экспертном сообществе.

В отличие от Кремля, где контактам с Портой придают особое значение, россияне в целом склонны недооценивать влияние Турции и в самой России, и на международной арене. Многие воспринимают ее как поставщика овощей и фруктов, качественный пляжный отдых по адекватной цене и соседа, способного нанести «удар в спину».

Последнее — не столько проявление исторической памяти о многочисленных военных конфликтах между Российской и Османской империями, сколько результат недавней массированной пропаганды после сбитого в ноябре 2015 года ВВС Турции при странных обстоятельства российского Су-24, когда из Москвы грозили Анкаре, что только помидорами та не отделается.

Как показала практика, вполне себе отделалась и даже пресловутые помидоры возвращаются на российские прилавки, уже не особо маскируясь под азербайджанские.

Ситуация в мире складывается таким образом, что Анкаре пришлось прикинуться извиняющейся и раскаивающейся, а Москве — поверившей в это и все простившей. В реальности же нет ни того, ни другого.

Очевидно, что отношения между Москвой и Анкарой на текущий момент времени находятся на очередном подъеме, что демонстрирует и сам факт визита российского лидера в турецкую столицу, и то, с какими почестями там его принимали, что является отнюдь не только проявлением традиционного восточного гостеприимства.

На фоне того, что многие прошлые противоречия никуда не делись и совершенно очевидно напомнят о себе уже в скором будущем, в настоящем же обе столицы настойчиво демонстрируют «мир, дружба, жвачка», поскольку заинтересованность в этом и друг в друге обоюдосторонняя. Не только в решении сирийского вопроса, но и последующей перекройки карты Ближнего и Среднего Востока, серьезного передела сфер влияния в регионе и совместного противостоянии давлению Запада.

Можно предположить, что Турция изучила успешный опыт Германии и также решила воспользоваться открывающимися от дружбы с богатой востребованными на мировых рынках ресурсами Россией для собственного экономического роста и укрепления политического веса.

В условиях действия санкций у Москвы нет особого выбора в серьезных геополитических партнерах и друзьях.

Можно, конечно, довольствоваться дружбой с Пхеньяном и Тегераном или быть окончательно задушенной в объятиях Пекина, однако партнерство с Анкарой (Турция — член НАТО) дает хоть какое-то поле для маневра в переговорах с Западом.

Как взаимна заинтересованность между Россией и Турцией, так взаимно и недоверие. В Кремле небезосновательно опасаются того, что выторговав посредством шантажа фактом дружбы с Москвой и Тегераном все необходимое у Берлина и Вашингтона, ЭРДОГАН «кинет» своих новых союзников и попытается уже в открытую разыгрывать собственную карту, опираясь на поддержку Запада.

В Анкаре столь же небезосновательно опасаются «кидания» со стороны Москвы и Тегерана, для каждого из которых Анкара является опасным соперником за влияние на территории Евразии от Черного и Каспийского морей до Персидского залива.

Поэтому, нынешнее состояние российско-турецких отношений можно охарактеризовать как крепкое пожатие правыми руками с заведенными за спину левыми — с кукишем, а то и с кулаком. Как и широкие улыбки, сопровождаемые скрежетом зубов…

Фото: RIA TAZA.

См. также версию Yenicag.

АКТУАЛЬНО