РОССИЯ-ТУРЦИЯ: ДВИЖЕНИЕ В ПОТОКЕ

РОССИЯ-ТУРЦИЯ: ДВИЖЕНИЕ В ПОТОКЕ
118

Турция заинтересована в широком партнерстве с Россией. Однако пока Анкара не видит со стороны Москвы готовности к партнерству на равных и, в первую очередь, в экономической сфере, потому вынуждена искать альтернативные варианты.

О том, сможет ли сблизить наши страны «Турецкий поток» и пойдет ли все-таки по нему газ в Евросоюз в интервью PolitRUS рассказал Энгин ОЗЕР — турецкий политолог, эксперт аналитического центра Ankara-Moskova.

На Ваш взгляд, удастся ли реализовать проект «Турецкий поток» в полной мере, т.е. станет ли Евросоюз покупать у России поставляемый по нему природный газ в запланированных объемах? Не будут ли в Евросоюзе к моменту запуска проекта введены новые ограничительные меры, по примеру Третьего энергетического пакета?

К сожалению, не думаю, что результат реализации проекта «Турецкий потока» будет таким, каким его ожидают в Кремле. «Газпром» планирует прокачивать по «Турецкому потоку» до 63 млрд кубометров газа ежегодно. В том числе, 14 млрд кубометров продавать непосредственно самой Турции.

Насколько мне известно, Евросоюз пока не давал пока гарантий о покупке российского газа через «Турецкий поток», а все цифры по объемам ежегодных поставок по нему базируются лишь на потребностях европейского рынка в случае, если транспортировка газа через территорию Украины будет прекращена.

ТУРЦИЯ НАМЕРЕНА СТАТЬ ТРЕЙДЕРОМ РОССИЙСКОГО ГАЗА В ЕВРОСОЮЗЕ Москва поставляет весь газ по «дружеской» цене, а уже сама Анкара выступает в качестве газового трейдера и продает его клиентам по выгодной для себе цене

ТУРЦИЯ НАМЕРЕНА СТАТЬ ТРЕЙДЕРОМ РОССИЙСКОГО ГАЗА
Москва поставляет весь газ по «дружеской» цене, а уже сама Анкара выступает в качестве трейдера и продает его клиентам по выгодной для себе цене

Иными словами, «Газпром», конечно, может реализовать проект «Турецкий поток», но не факт, что у Евросоюза будет желание покупать газ из данного газопровода.

Евросоюз сейчас сильно зависим от поставок российского газа и это очень не устраивает ни Брюссель, ни Берлин, ни Париж. И это не только политика, хотя она явно преобладает в данном вопросе. Это еще экономика — когда у тебя несколько поставщиков, можно покупать газ по более выгодной цене. Поэтому ищут альтернативные варианты.

Также поступает и Турция. С одной стороны, она подписала с Россией договор на строительство «Турецкого потока», с другой — ищет альтернативу российскому газу.

В Москве разве не видят этих шагов Анкары? Конечно, видят! Но в конце 2019 года заканчивается срок контракта на транзит газа через территорию Украины и Москва, предположу, не надеется на пролонгацию контракта с Киевом по приемлемым для себя условиям.

В случае реализации проектов «Северный поток-2» и «Турецкий поток», они станут не просто альтернативой «Укртрансгазу», а заменой ему для «Газпрома» и стоящего за ним Кремля.

Турция по факту станет единственным транзитером российского газа на юг Европы. Насколько прагматичны и крепки отношения Анкары и Москвы, чтобы Кремль мог быть настолько уверен в надежности своего турецкого партнера или это происходит от безысходности?

Понятно, что для России основная цель проекта «Турецкий поток» — это избавиться от рисков, которые несет транзит газа через Украину не только в страны Евросоюза, но и в Турцию. Через Украину и далее через Румынию и Болгарию по «Трансбалканскому газопроводу» Россия транспортирует в Турцию до половины поставляемого газа. Для России очевидны выгоды от «Турецкого потока». Но есть ли выгоды от него для самой Турции?

КУДА ДВИЖЕТСЯ ТУРЦИЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ЭРДОГАНА Организация FETO остается одним из крюков, на который США «подвесили» Турцию

КУДА ДВИЖЕТСЯ ТУРЦИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЭРДОГАНА
Организация FETO остается одним из крюков, на который США «подвесили» Турцию, дабы иметь возможность контролировать ее политику

Когда мы смотрим на это с турецкой стороны, то видим один непонятный факт: между Турцией и Евросоюзом, «дружить» против которого Москва призывает Анкару, товарооборот постоянно растет, в то время, как товарооборот на линии Россия-Турция неуклонно падает.

Так, в 2015 году Турция импортировала из России газа на сумм свыше 20 млрд долларов, а весь турецкий экспорт в Россию составил лишь 3,6 млрд долларов.

Данные торгового оборота за весь 2016 год еще неизвестны, но за первые шесть и девять месяцев 2016 года они не вселяли оптимизм. Если данная тенденция продолжится, то такое партнерство будет совершенно невыгодным для Турции.

Как я отметил выше, Турция ищет альтернативу российскому газу. Есть Азербайджан и уже строится TANAP, куда в перспективе может войти газ из Туркменистана, есть Иракский Курдистан. И они готовы к паритету в экспорте-импорте.

Да, они не смогут в полной мере заместить Россию в поставках газа, но отнять у нее до половины турецкого рынка — в состоянии.

К тому российский концерн «Росатом» строит первую в Турцию АЭС. Поэтому совершенно очевидно: Анкара ради собственной энергетической безопасности не захочет быть полностью зависима от Москвы.

В случае продолжения политики Евросоюза на снижение зависимости от российского газа (сейчас у «Газпрома» доля минимум в треть рынка), насколько реальны анонсированные проекты по увеличению поставок СПГ в Евросоюз из США, Катара и начала поставок из стран Африки?

Европейские энергокомпании в настоящее время реализуют большие инвестпроекты по СПГ в Африке. Прежде всего, это Мозамбик, Танзания и Ангола — страны, имеющие большие запасы природного газа.

ПРИМУТ ЛИ БАКУ И АШХАБАД УЧАСТИЕ В ГАЗОВОМ ЗАГОВОРЕ ПРОТИВ МОСКВЫ? Об этом много говорят в разрезе формирования альтернативы зависимости Европы от российского газа

УЧАСТВУЮТ ЛИ БАКУ И АШХАБАД В ГАЗОВОМ ЗАГОВОРЕ ПРОТИВ МОСКВЫ?
Об этом много говорят в разрезе формирования альтернативы зависимости Европы от российского газа

Анкара также не остается в стороне. На днях Президент Турции Реджеп Тайип ЭРДОГАН посетил с официальным  визитом Мозамбик и в ходе переговоров со своим коллегой Филипе НЬЮСИ обсуждал в том числе и газовый вопрос.

В Евросоюзе также рассматривают вопрос транспортировки газа из Египта и Израиля по TANAP. Пока рано говорить про иранский газ как об альтернативе российскому, но я знаю, что переговоры с Тегераном на эту тему ведутся.

Удастся ли Катару и Саудовской Аравии договориться с Турцией о прокладке газопровода по территории Сирии в ее зоне ответственности до побережья Средиземного моря, откуда бы он после сжижения на СПГ-танкерах доставлялся кратчайшим морским путем в Евросоюз? Не станет ли это причиной нового обострения на линии Анкара-Москва?

Знаете, в данный момент территория Сирии на границе с Иорданией пока по контролем боевиков ИГИЛ*. Кто будет контролировать эти земли после их очистки от террористов —пока не известно. Полагаю, знающая о планах Дохи Москва не допустит их осуществления. А методы этого могут быть различными.

К тому же сейчас активно обсуждается проект по выходу катарско-саудовского газопровода на побережье Красного моря и уже оттуда организовать поставки СПГ через Суэцкий канал в Европу.

Еще раз хочу подчеркнуть: со стороны Турции есть желание партнерства с Россией, но партнерства равноправного и в политической, и в экономической плоскостях.

В Сирии сейчас мы видим политическое партнерство. Теперь важно увеличить экспорт турецких товаров на рынок России и увеличить импорт российских туристов на курорты Турции. И, конечно же, получить серьезную скидку на российский газ.

*  — террористическая организация, запрещена в РФ.

АКТУАЛЬНО